Камчатскую многодетную семью выселяют из единственного жилья за долги

Александр Фирсов / АиФ

Камчатский военнослужащий, его беременная супруга и четверо их детей в любой момент могут оказаться на улице, потому что вовремя не смогли внести платёж по кредиту.

   
   

С вещами на выход

Илья и Ольга Хоробровы живут большой и дружной семьей в двухкомнатной квартире в Завойко, в ней же прописаны четверо их детей. Пара ожидает рождения ребёнка, и, как говорят они сами, живут в тесноте, да не в обиде. В 2018 году Ольга оформила потребительский кредит на 350 тысяч рублей в одном из банков, и залоговым обеспечением выступила единственная квартира многодетной семьи. Тогда банк оценил ее в сумму чуть более, чем полтора миллиона рублей, но в планах Хоробровых не было и мысли, что они реально могут лишиться единственного жилья.

– Мы исправно вносили платёж по кредиту два года, но потом произошла не очень приятная ситуация, – рассказывает Ольга Хороброва. – Мой муж – военнослужащий по контракту, и в какой-то момент Министерство обороны стало начислять ему зарплату чуть больше положенного.  Я в бухгалтерских делах не сильна, приносит муж деньги и приносит, а потом выяснилось, что мы должны ведомству приличную сумму. Её стали удерживать с заработанных мужем денег, и наше финансовое положение стало существенно хуже.

Платить по кредиту также,  как и раньше, семья уже не смогла – стало просто нечем. О чем банк был уведомлен в законном порядке, но предоставлять отсрочку по платежу или возможность реструктуризировать долг финансовый орган не стал. По решению суда, куда Хоробровы не явились, так как не были уведомлены о проведении заседания, документы о наложении взыскания на квартиру были переданы в Федеральную службу судебных приставов. Они церемониться не стали, и выставили залоговое имущество на торги.

– Я тогда только-только родила младшую дочь, девочка появилась на свет с серьёзными проблемами по здоровью. Можете представить, в каком я была тогда состоянии? Поехала к приставам, мне вручили целую кипу документов, но никто не обратил моё внимание, что среди них – и документы на выставление нашей единственной квартиры на торги, – говорит Ольга. – При этом пристав уверяла: «Вас никто на улицу не выселит, вносите на погашение долга сколько сможете». Мы и перечисляли регулярно посильные для нас платежи, но самое сложное было впереди.

В 2022 году к Хоробровым пришел неизвестный мужчина и спросил, продают ли они квартиру. Так Илья и Ольга узнали, что за их «двушку» буквально бьются несколько покупателей, так как она выставлена на торги судебными приставами. Риторика служащих ведомства тогда уже резко изменилась.

– Мы сразу побежали к приставам, умоляли дать нам несколько дней, мы бы нашли эти деньги, заняли, но нам указали на дверь, – со слезами говорит многодетная мать. – Их вердикт был один: и не таких выселяли, идите в банк. В банке мы снова написали заявление о финансовых сложностях, а чуть позже, буквально через неделю, погасили всю сумму долга. Пришлось нелегко, но тогда казалось, что эта история закончена.

   
   

Супруги Хоробровы не успели буквально чуть-чуть: они внесли всю сумму долга в размере 357 тысяч рублей через несколько дней после продажи квартиры по смешной по нынешним меркам стоимости – чуть больше 1 миллиона 600 тысяч рублей. Новая собственница «двушки» в Завойко церемониться тоже не стала, и попросила многодетную семью съехать с её жилья в кратчайшие сроки. А если им некуда идти, то опека может позаботиться об их детях, определив малышей в любое социальное учреждение.

Готовы идти навстречу

Сидеть, сложа руки, семья военнослужащего уже просто не могла, и за помощью им пришлось обратиться в юридическую компанию, заплатив при этом несколько десятков тысяч рублей.

Юрист взялась за дело не зря: уже первое заявление в суд помогло выявить нарушения в работе пристава-исполнителя, который должным образом не оформил процедуру выставления квартиры на торги. Служащий ведомства прокуратурой был привлечён к дисциплинарной ответственности, а адвокат Хоробровых в настоящий момент работает над полной отменой судебного решения о продажи единственного жилья многодетной семьи с молотка. Новая собственница в это время в суде требует выселить Хоробровых из приобретённого ею имущества.

Приставы, в свою очередь, получив средства с продажи жилья, рассчитались и с банком, и по другим долгам Ольги, например, по коммунальным платежам. «Совкомбанк», кстати, где Ольга Хороброва и взяла кредит, не уведомил приставов, что долг перед ними семья уже погасила из собственных средств, и получил деньги второй раз – теперь уже с продажи квартиры. Судебные споры по этому делу продолжаются по сей день.

При этом судебные приставы напоминают: не стоит тешить себя иллюзиями, что вас никто не выгонит из единственного жилья.

– Имеются исключения, при которых единственное жилье попадает под категорию взыскания, – сообщили в региональном управлении ФССП по Камчатскому краю. – Например, если это жильё было предметом залога в рамках кредитного договора по ипотеке, то, в случае невыплаты долга, квартира или дом могут быть выставлены на торги на законных основаниях. При этом существуют варианты отсрочек и рассрочек по платежам, но для этого нужно идти на встречу судебным приставам, не прятаться от них и регулярно являться на судебные заседания. То есть быть добросовестным должником.