Петропавловск-Камчатский, 4 июля — АиФ-Камчатка. Камчатские спасатели и воспитанники подросткового центра «Патриот» в Елизовском районе подняли фрагменты самолёта-бомбардировщика Douglas A-20G «Havoc», он же «Boston» времён Второй мировой войны, сообщили в районной администрации.
«Уверен, что самолёт, фюзеляж и крыло с моторамой которого нам удалось извлечь из земли, принимал участие в Курильской десантной операции. Об этом говорит характер повреждений корпуса самолёта, - это следы от осколков снарядов японских зенитных орудий. Изнутри пробоины обведены химическим карандашом и даже сохранилась надпись на английском языке рядом с одной из них. Судя по всему, американский техник, который обслуживал самолёт на военном аэродроме, после приземления оценивал повреждения бомбардировщика. Мы думаем, что самолёт их получил в первые дни Курильской десантной операции, в которой принимали участие эскадрильи 128 смешанной авиадивизии, базировавшейся на Камчатке. Но всё это ещё предстоит изучить, в том числе, возможно, удастся установить имя лётчика, который его пилотировал или всего экипажа. А пока отмоем фрагменты, ещё раз осмотрим, отреставрируем и в перспективе будем экспонировать на наших выставках», - рассказал директор центра«Патриот» Александр Беликов.
В операции по подъёму фрагментов самолёта принимали участие 12-летние воспитанники поисково-технической секции центра «Патриот», а также выпускники центра, члены регионального отделения РВИО. Основную часть земляных работ участники экспедиции сделали вручную, после чего была задействована инженерная техника спасательного центра - экскаватор и кран. Администрация Елизовского района предоставила эвакуатор. Администрация Корякского сельского поселения, в свою очередь, подготовила площадку для работы тяжёлой техники, а теперь взяла на себя работы по рекультивации участка.
Бомбардировщики Бостон А-20 поступали в СССР по ленд-лизу из США в период с 1943 по 1945 гг. Боевое применение на Камчатке получили при освобождении Курильских островов от японских милитаристов в августе 1945 года.
После войны бомбардировщик ещё летал как учебно-тренировочный. Но в 50-е годы прошлого века, по сведениям директора центра «Патриот» Александра Беликова, закончились запасные части, и он был утилизирован.
Справка: Самолёт Бостон А-20 был самым распространённым иностранным бомбардировщиком в советской авиации. Всего американцы построили 7385 самолётов А-20 различных модификаций, 3128 из них были отправлены в СССР. A-20G, получивший в Советском Союзе прозвище «жучок», стал самой массовой модификацией.