В конце августа – начале сентября в порту Петропавловска-Камчатского ожидается судно LADY D. Оно совершает субсидированный Минвостокразвития каботажный рейс по Северному морскому пути. Изначально планировалось, что судно из Архангельска по маршруту Певек – Корсаков – Находка – Магадан – Петропавловск-Камчатский – Певек – Мурманск выйдет 23 июля, но задержки с доставкой грузов заставили отложить рейс почти на неделю.
LADY D перевозит продукты питания, стройматериалы, минеральные добавки, а также металлические конструкции. Значительная их часть предназначена для реализуемых на Камчатке инвестиционных проектов. Планируется, что каботажный рейс с учетом остановок и стивидорских операций займет около 70 суток.
Специалисты отмечают тщательную продуманность субсидированного маршрута в текущем году. Загрузка судна в объёме почти 6 тысяч тонн для LADY D практически максимальная, что обеспечивает высокие экономические показатели рейса и снижение в сравнении с прошлыми периодами нагрузки на бюджет.
И в целом коммерческие перевозки по Северному морскому пути, становятся все более рентабельными.
Объём перевозимых грузов растет
В прошлом году СМП обеспечил транспортировку более 36,2 миллиона тонн различных грузов. В арктическую навигацию 2024 года первоначально планировалось перевезти около 40 миллионов тонн. Реальные объёмы, скорее всего, окажутся выше.
В изначальных оценках не учитывались поправки в логистику, которые внесли во второй половине года отечественные компании, перевозящие уголь из балтийских портов в Китай. Они вынуждены отказываться от южных маршрутов. Переориентацию предопределила сложная обстановка вблизи берегов Аравийского полуострова.
В июне в Красном море хуситы обстреляли два греческих сухогруза Tutor и Transwold Navigator, которые везли российский уголь из Усть-Луги в Китай. Первый сухогруз затонул. Transwold Navigator, получивший небольшие повреждения, смог продолжить плавание.
Первым российским судном, который с грузом угля пошел в КНР через Арктику, стал балкер «Адмирал Шмидт». В середине августа он вышел из Усть-Луги в китайский порт Цаофэйдянь в провинции Хэбэй. Пока трудно говорить какой объём угля пройдет в текущем году по СМП. В потенциале он может оказаться достаточно большим. КНР крупнейший экспортер твердого топлива из РФ. По данным таможенной службы Китая, в первом полугодии поставки угля из России достигли 43 миллионов тонн.
Ожидается увеличение и транзитного потока грузов по СМП. По оценкам экспертов, нынешние показатели могут превзойти прошлогодний рекорд почти в полтора раза и достичь 3 миллионов тонн. Вполне возможно, что и этот показатель удастся преодолеть. В прошлом году лишь одна китайская компания подала заявку на транзитный переход по СМП. В текущем – таких грузоотправителей из КНР уже несколько.
Севморпуть стал активнее использоваться и в двусторонней торговле между нашими странами.
«Арктический экспресс №1» набирает скорость
Китайский контейнеровоз XIN XIN HAI 1 покинул Архангельск и лег на курс к родным берегам. В старейший российский порт на Белом море судно из КНР по Северному морскому пути пришло 11 августа. На нём в пятистах контейнерах прибыли в Россию из Циндао и Тайцана запчасти для автомобилей, бытовая техника, товары народного потребления. Возвращается в КНР XIN XIN HAI 1 с грузом бумаги, картона, целлюлозы и пиломатериалов.
В августе в Архангельске ожидают еще два китайских судна с 700 – 800 контейнерами. В порту накапливаются грузы российских производителей для отправки в КНР. Эти события, знаменующие новую страницу в международном использовании преимуществ полярной логистики, к сожалению, не стали предметом широкого медийного освещения. Между тем, они означают начало масштабного и планового использования двумя странами Северного морского пути в межгосударственной торговле. Программа получила название «Арктический экспресс №1».
Церемония запуска нового торгового маршрута прошла в начале июля в подмосковном терминально-логистическом центре «Белый Раст». Он создан совместно компаниями Liaoning Port и «РЖД» в рамках реализации программы «Один пояс, один путь».
О значении, которая китайская сторона придает торговому маршруту «Арктический экспресс №1», свидетельствует присутствие на его запуске чрезвычайного и полномочного посла КНР в России Чжан Ханьхуэя.
Новый логистический коридор призван сделать оптимальной систему грузоперевозок между Архангельском и некоторыми портами в Китае по Северному морскому пути. Грузы из КНР доставляются в порт на Белом море, а из него по железной дороге отправляются в Москву, Санкт-Петербург, другие города. В свою очередь, контейнеры с товарами, предназначенными китайской стороне, через «Белый Раст» направляются в Архангельск.
Специалисты в сфере логистики считают, что роль такого же порта-хаба на востоке, как уже неоднократно говорилось, может принять на себя Петропавловск-Камчатский.
Полярная логистика – один из магистральных путей развития Камчатки
«Интерес, который проявляет Камчатка к Северному морскому пути, имеет очевидный прикладной характер. Достаточно вспомнить, что в рекордном объёме инвестиций в 128 миллиардов рублей, которые регион привлек в минувшем году в экономику и социальную сферу, значительную часть составляют капиталовложения, связанные с формированием инфраструктуры Северного морского пути на полуострове, реализацией других программ развития полярной логистики. Большим значением для региона интеграции в СМП объясняется активное участие камчатских представителей в дискуссиях, посвященных высокоширотной транспортной артерии, которые проходили на площадке Петербургского международного экономического форума, и которые запланированы в рамках ВЭФ-2024. Восточный экономический форум пройдет во Владивостоке с 3 по 6 сентября. Одной из его магистральных тем традиционно является проблематика Северного морского пути», – рассказал генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников.
Он отметил, что незамерзающие бухты северо-восточного побережья полуострова являются идеальным местом для создания высокоширотного логистического терминала, проект которого разработан АО «Вертикаль». Порт призван обеспечить реверсивную перевалку грузов между флотом высокого ледового класса и судами, предназначенными для эксплуатации в водах умеренных и тропических широт. По такому принципу сегодня работает морской перегрузочный СПГ-терминал ПАО «НОВАТЭК», расположенный к северу от Петропавловска-Камчатского в бухте Бичевинской. Реализация этого проекта кроме интеграции края в большую мировую логистику, также призвана обеспечить широкую газификацию Камчатки.