В летопись международных транзитных рейсов по Северному морскому пути вписана новая страница. Впервые в истории коммерческой эксплуатации СМП по нему прошел зафрахтованный зарубежной компанией контейнеровоз дедвейтом 4900 TEU – это условная единица вместимости, равная 20-футовому контейнеру. Ранее для полярного транзита использовались суда грузоподъёмностью не более 2 тысяч TEU.
Контейнеровоз «Flying Fish 1» под флагом Панамы вышел из Санкт-Петербурга 3 сентября. Через две недели он, обогнув мыс Дежнева на Чукотке, вышел в Берингово море, и еще спустя семь дней ошвартовался в Шанхае. «Flying Fish 1» участок Северного морского пути преодолел со скоростью 16 узлов. Помощь ледоколов не потребовалась. Контейнеровоз уложился в запланированный 21 день. Путь по небезопасному сейчас южному маршруту, через Суэцкий канал, занял бы, как минимум, на 15 суток больше.
До конца навигации на СМП запланированы еще 19 транзитных рейсов контейнеровозов из Санкт-Петербурга и Архангельска в порты Китая.
Растущий интерес зарубежных судоходных компаний и грузоотправителей к Севморпути отмечали на состоявшемся 30 сентября в Мурманске, на площадке ФГУП «Атомфлот» совещании по развитию морского полярного транзита. Советник главы государства, заместитель Председателя Морской коллегии РФ Игорь Левитин выразил уверенность, что «совместными усилиями, которые сегодня предпринимают Президент России по развитию Северного морского пути и компания Росатом, этот новый международный транспортно-логистический коридор будет эффективным и конкурентным».
В совещании приняли участие представители принадлежащей правительству Объединенных Арабских Эмиратов компании Dubai Worlds Ports, входящей в тройку крупнейших мировых портовых операторов. Они подтвердили готовность участвовать в развитии Северного морского пути в рамках созданного с Росатомом совместного предприятия.
«В расширение круга зарубежных участников развития Северного морского пути вносит вклад и наш регион, – рассказал генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников. – Среди последних шагов в этом направлении следует назвать меморандум о сотрудничестве в развитии СМП. Его подписали на площадке IX Восточного экономического форума торгово-промышленная палата края, камчатское судостроительное предприятие «Торсиотест» и китайская компания «Newnew Shipping Line Co., Ltd.», которая два года назад стала одним из первых организаторов транзитных полярных рейсов из Азии в Европу вдоль берегов России. Меморандум предполагает несколько направлений сотрудничества. Среди них – судоремонт и перевалка грузов».
Александр Мыльников также рассказал о разработке федерального проекта по развитию Большого Северного морского пути – транспортного коридора от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока. Он включает в себя и Камчатку. Восточное побережье полуострова рассматривается как самая удобная и коммерчески выгодная локация создания портов-хабов для перевалки грузов с судов ледового класса на флот, предназначенный для плавания в умеренных и тропических широтах.
«Сегодня редко вспоминают о приоритете Корпорации развития Камчатки в разработке концепции комбинированных перевозок по Северному морскому пути. Но именно КРКК первой на отечественных и зарубежных дискуссионных площадках начала говорить о новой логистической доктрине в Арктике. Сегодня она не только имеет статус признанной концепции, но и реализуется в конкретных проектах. На Камчатке, в бухте Бечевинской, эксплуатируется созданный ПАО «НОВАТЭК» при поддержке государства и с участием зарубежных партнеров морской терминал по перегрузке СПГ. Он же станет отправной точкой для получения энергетическим комплексом региона большого газа Сибири», – продолжил Александр Мыльников.
Вслед за НОВАТЭКом и другие крупные инвесторы рассматривают возможность создания на восточном побережье Камчатки портов-хабов для реверсивной перевалки грузов между судами арктического класса на флот, предназначенный для работы в незамерзающих водах.
АО «Вертикаль» инициирован проект строительства высокоширотного мультимодального логистического терминала в заливе Корфа на севере полуострова. Распоряжением губернатора края Владимира Солодова создана рабочая группа для продвижения проекта. В ее состав включена Корпорация. На последнем заседании рабочей группы, проходившей на текущей неделе в формате видеоконференции, уточнялись площадки возможной реализации проекта.
Говоря о Северном морском пути, нельзя забывать и о его значении для обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Только в текущую навигацию по СМП совершили переход на Камчатку два атомных подводных крейсера «Александр III» и «Красноярск», а также пограничный патрульный корабль «Уфа». Встречая их, глава региона Владимир Солодов говорил о необходимости дальнейшего укрепления обороноспособности России. «Совершенное оружие – это залог того, что Камчатка всегда будет надежным форпостом нашей страны на северо-востоке», – написал в Telegram-канале губернатор края.