Инвестиции в экономику Камчатки и Северный морской путь

В минувшем году Камчатский край поднялся на рекордный уровень привлечения инвестиций. Финансовые вложения в основной капитал превысили 128 миллиардов рублей. Значительную часть инвестиционного потока в региональную экономику обеспечили проекты, связанные с реализацией программ развития Северного морского пути. Крупнейшей деловой инициативой, которая реализуется на Камчатке в сегменте высокоширотной логистики,  остается СПГ-терминал ПАО «НОВАТЭК» в бухте Бечевинской.  

   
   

Реализация проекта обеспечит доставку сжиженного природного газа с арктических месторождений в районе Обской губы к терминалам морского перегрузочного комплекса восточного побережья Камчатки танкерами высокого ледового класса для дальнейшей транспортировки энергоносителя на конвенционных газовозах потребителям в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Грузооборот СПГ-терминала после его выхода на проектную мощность составит 21,7 миллиона тонн газа в год. Портовая инфраструктура бухты Бечевинской рассчитана на 657 судозаходов в год с учетом обслуживания танкеров небольшого дедвейта, которые обеспечат потребность энергетики самой Камчатки, других её предприятий в голубом топливе. 

В регионе реализуются и другие проекты, сформированные программами развития Северного морского пути.  

В Корпорации развития Камчатки, рассказала заместитель генерального директора КРКК Юлия Воровская, прогнозируют с ростом грузопотока по СМП значительное расширение инвестиционных проектов тем или иным образом, связанных с высокоширотной логистикой. Самым масштабным из них может стать  мультимодальный портовый терминал в одной из незамерзающих бухт восточного побережья полуострова.  

Сомневаться же в масштабировании грузоперевозок по высокоширотному маршруту не приходится. На состоявшемся совещании «Развитие Северного морского пути: итоги 2023 года и планы до 2025 года», руководивший его работой заместитель главы кабинета министров РФ Александр Новак отмечал  растущее значение полярной логистики «с учетом увеличения поставок в восточном направлении». Вице-премьер также подчеркнул рост интереса к СМП зарубежными транзитными перевозчиками. Число выданных иностранным компаниям разрешений на переход Северным морским путем в 2023 году в сравнении с годом предыдущим выросло более чем вдвое. Заместитель главы кабинета назвал три ключевые задачи, решить которые призвана российский высокоширотный маршрут: обеспечение экспорта с арктических проектов, надежный и бесперебойный северный завоз и транзит грузов. 

Выводы Александра Новака разделяют и в «Росатоме», на который с 2018 года возложена роль инфраструктурного оператора СМП. Генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв перечислил основные причины повышения интереса к Севморпути «со стороны как российских игроков, так и зарубежных компаний». Среди них «пандемия COVID-19, инциденты в Суэцком канале и Красном море». 

«Приоритет у нас сейчас в организации круглогодичной навигации, – продолжил Алексей Лихачёв, – что позволит кратно нарастить грузопоток через море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Для развития транзита и сохранения эффективности арктических проектов необходимо сформировать в первую очередь конкурентоспособные условия на СМП, в том числе обеспечить большую привлекательность по сравнению с Суэцким каналом». 

   
   

Несколько ранее глава «Росатома» называл еще одно условие, необходимое для ритмичной работы Севморпути и увеличения грузопотока на нём. Речь идет о наращивании группировок грузового и ледокольного флотов, оперирующих в высоких широтах.  

«Росатом» считает необходимым иметь к 2030 году до 160 судов высокого ледового класса для перевозки экспортной продукции, произведенной в Арктике. В прошлом году полярную логистику обеспечивали чуть менее 30 вымпелов, велось строительство еще 33 судов различного предназначения.  

Арктика требует флот большого дедвейта и высокого ледового класса. Создать такие суда в требуемом количестве в России на данный момент проблематично. Строить крупнотоннажный гражданский флот в РФ сегодня могут только в двух местах – на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и на верфях «Звезды» в городе Большой Камень Приморского края. Однако оба предприятия загружены на несколько лет вперед. На их верфях возводятся, в том числе ледоколы с атомной силовой установкой. Только они способны обеспечить беспрерывную навигацию в восточном секторе Арктики, через море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, о которых говорил Алексей Лихачёв.   

Этот участок Северного морского пути характеризует наиболее сложная ледовая обстановка, но тестовые проводки танкеров ПАО «НОВАТЭК» в январе и феврале доказали, что и в восточном секторе Арктики возможна круглогодичная навигация. Она чрезвычайна важна для российской экономики, развернувшей основной вектор экспортных поставок курсом на Азию.  

Некоторые эксперты, анализирующие проблематику Северного морского пути, считают, что за скобками заявления Алексея Лихачёва о недостатке грузового и ледокольного флотов, просматривается обращение к руководству страны о создании новой верфи для строительства крупнотоннажных судов. 

«В качестве потенциальных площадок для развертывания нового предприятия специалисты называют три российских региона, – рассказала Юлия Воровская, – расположение которых обеспечивает выход к незамерзающим акваториям и магистральным морским путям без транзита через международные проливы и территориальные воды других стран. Речь идет о Мурманской и Сахалинской областях, не исключатся также и Камчатский край. Но пока идея строительства новой крупнотоннажной  верфи не перешагнула рубеж общих дискуссий, конкретизировать место развертывания нового предприятия, по меньшей мере, преждевременно».  

Однако Алексей Лихачёв, несмотря на существующие сложности с реализацией планов развития Северного морского пути, прогнозирует увеличение грузопотока по СМП к 2035 году до 220 миллионов тонн с нынешних 36 миллионов, «а может и больше». По оценке «Росатома», при «транспортной связанности» есть надежда достичь показателей 250 – 270 миллионов тонн. Об этом же говорил на состоявшемся совещании Александр Новак. 

Он считает «необходимым синхронизировать развитие СМП с другими программами, так как зачастую грузовая база формируется в портах, не выходящих на сам СМП, – это порты Северо-Запада и Дальнего Востока. Поэтому важно их связать с Большой землей через железнодорожные линии». 

«Транспортная связанность» предполагает и создание портов-хабов. Одним из мест для строительства которых, как уже упоминалось, может стать восточное побережье Камчатки.