Игра в «кубики». Как пресечь нелегальный вывоз красной икры с Камчатки

В середине сентября на уровне правительства России обсуждали вопрос о запрете перевозки авиапассажирами в личном багаже более 10 кг лососёвой икры без ветеринарных сертификатов. Сейчас это предложение рассматривают, и окончательное решение пока не принято.

   
   

Камчатка, которая традиционно лидирует по объёму добычи водных биоресурсов на Дальнем Востоке, новостей о решении вопроса ждёт с особым нетерпением – по данным Совета безопасности РФ, стоимость ежегодно вывозимой с полуострова в авиабагаже браконьерской икры достигает 3 млрд рублей. Налоговые отчисления от налаженного бизнеса в бюджет региона, естественно, не поступают. Краевые власти предлагают даже более жёсткий предел – не более 5 килограммов на одного пассажира.

Все в курсе

В главном аэропорту Камчатки «икорщиков» – так в народе называют людей, которые ежедневно в авиабагаже отправляют в крупные города России лососёвый деликатес – знают в лицо, наверное, все службы воздушной гавани. С ними по-дружески за руку здороваются сотрудники полиции, мило улыбаются сотрудницы авиакомпаний, оформляющие регистрацию, они лихо и без очереди проходят первичный досмотр.

Схема отработана до мелочей: молодые люди приятной наружности вежливо просят у пассажиров взять хорошо упакованный куботейнер, так называемый «кубик», с красной икрой, заверяя, что все расходы по перевозке они берут на себя. Пассажиру нужно только согласиться взять багаж вторым местом и оформить на своё имя.

«Вы в Москве и в Санкт-Петербурге «Авито» откройте – там нашей икры больше, чем на Камчатке. Мы даже не скрываем, что, по сути, это перепродажа: здесь покупаем подешевле, там продаём подороже. На разнице в цене зарабатываем, но это не такие баснословные суммы, как многим кажется, – рассказывает «икорщик» Андрей, который, по понятным причинам, просит не называть его фамилию. – В этом году икры мало, даже браконьеры цены «задирают», поэтому думаю, что под Новый год в Москве будем продавать её не меньше, чем по 4,5 тысячи за килограмм».

Андрей, не стесняясь, добавляет – все службы аэропортов, куда браконьерская икра прилетает авиарейсами, в курсе происходящего.

   
   

«Ну, конечно, они знают, что мы везём и куда. Но пока запрета на перевозку таких объёмов нет, поэтому закон мы не нарушаем. У нас в стране не запрещено «навариваться» на торговой наценке – закон капитализма. Икра у нас хорошая, кушаем сами, вы думаете, что на рынках она не браконьерская? Тут каждый волен выбирать: идти в специализированный магазин, запрашивать документы и заплатить в итоге дороже, или купить дешевле у наших поставщиков в своих городах. Если будет введён запрет – народ обозлится, да варианты перевозки все равно найдёт. Пострадают только потребители – им придётся платить больше», – рассказал молодой человек.

Финансовая подкормка

При этом у властей Камчатки другие данные о вывозе браконьерской икры с полуострова. Так врио министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский рассказал, что ежегодно с Камчатки «улетает» около 50 тыс. тонн лососёвого деликатеса, а ущерб бюджету края составляет более 20 млрд рублей.

«Вы же понимаете, что нет идеи запретить вывоз полностью – есть необходимость узаконить этот процесс. Иначе какое-то бизнес-неравенство получается: кто-то исправно платит налоги, несёт социальную нагрузку, а кто-то – протаскивает на борт самолётов икру почти «по знакомству». Я уже не говорю о том, что вот так брать «кубики» икры от первого встречного – просто небезопасно, мало ли что там упаковано. В правилах авиационной безопасности написано – категорически запрещено принимать багаж от посторонних, и это первое нарушение во всей этой отлаженной цепочке. Происхождение такой икры также неизвестно, а ведь некачественный деликатес может представлять серьёзную угрозу здоровью. Поэтому необходимо этот процесс узаконить, и, как минимум, бюджет должен получать доходы от налогов», – заявил Здетоветский.

Согласен с этой позицией и президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его мнению, сверхнормативный объём икры должен сопровождаться ветеринарными документами и чеком о приобретении. «Вакханалия с авиаперевозками красной икры позволяет финансово подкармливать браконьеров, и с этим необходимо бороться», – сказал он.

При этом власти региона заверяют: несмотря на провалившуюся в 2020 году путину из-за слабых подходов лосося к берегам полуострова, дефицита рыбной продукции в торговых точках полуострова не будет. Здетоветский отметил, что торговые точки Камчатки, зачастую, пользуясь спросом на рыбу и икру лососёвых пород, делают максимальные наценки на продукцию. Однако регулирование цен находится вне компетенции органов исполнительной власти – этим должна заниматься Федеральная антимонопольная служба.