Геологи отправились в один из самых малоизученных регионов Арктики

Масштабная научно-исследовательская экспедиция компании «Роснефть» стартовала из порта Петропавловска-Камчатского. Во время экспедиции будут получены образцы пород континентального шельфа из труднодоступных и малоизученных регионов Восточной Арктики.  

   
   

Отметим, что научные работы будут беспрецедентными по объему. Они включают малоглубинное стратиграфическое бурение в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, а также исследования строения подводной породы в море Лаптевых. Многие исследования проводятся впервые в истории изучения российского Севера. 

Работы будут вестись с единственного в своем роде российского бурового судна «Бавенит» (АО «Росгеология»). Оно укомплектовано инновационным отечественным оборудованием.  Уникальную технологию бурения и геофизического исследования скважин в сложных геологических и климатических условиях северных морей отработали еще в 2020 году, когда стартовал проект нефтяной компании по стратиграфическому бурению. В этом полевом сезоне планируется бурение с новой системой изолированных компоновок для решения задач в геологически наиболее сложных районах. 

В ходе экспедиций прошлых лет «Роснефть» получила керн севера Карского, Чукотского морей и моря Лаптевых - для каждого моря скважины были первыми в истории изучения. Добытый ценный каменный материал изучают геологи, чтобы определить возраст (стратификацию), состав и условия формирования пород арктического шельфа и спрогнозировать состояние нефтегазовых систем региона. Комплексные лабораторно-аналитические и камеральные исследования керна ведут специалисты компании «Иннопрактика» в лабораториях геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 

Комплексная программа исследований, стартовавшая в начале летнего арктического летнего сезона, продлится вплоть до конца года.  

«Бавенит» - судно ледового класса, предназначенное для работы в высоких широтах, при отрицательных температурах и в зонах, где не работают системы навигации. Судно оснащено передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектовано системой навигационного позиционирования «Нэвис-5000», которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точностью до 10 см при спокойной воде и в пределах до одного метра при штормовых нагрузках до 3 баллов. Бурильные компановки сделаны из специальных сплавов, которые позволяют отбирать пробы грунта высокого качества и с высокой скоростью», - рассказал Сергей Гирвич, начальник экспедиции научно-исследовательского судна «Бавенит». 

Руководитель проекта стратиграфического бурения НК «Роснефть» Андрей Колюбакин отметил, что это уже четвертый полевой сезон Компании, в котором специально дооснащенное судно пройдет из Петропавловка-Камчатского в Южно-Чукотское море еще до того, как откроется весь лед в Восточной Арктике.  

   
   

«Добытый в ходе экспедиции керновый материал доставляют в МГУ, где проводятся различные геохимические и геофизические исследования. Материал – уникальный. И не только для российской науки. Перед нами стоит задача получить информацию о возрасте этих пород, что позволит верифицировать геологическую модель арктического региона. И это очень важно для планирования любых работ на Крайнем Севере», - отметил руководитель группы проектов «Иннопрактики» Роман Лукашев.