Две собачки плюс нарта. Особенности летнего ездового спорта

С собаками нужно заниматься не только зимой... © / Анна Моргачёва / АиФ

В самом разгаре камчатское лето. Счастливые отпускники улетели на море, закоренелые дачники пытаются вырастить хоть какой-нибудь урожай, проводя все выходные на своих «фазендах», школьники просто наслаждаются летним бездельем.    
   

А ещё летом у нас можно заниматься… ездовым спортом. Об этом корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказали Ольга и Элени Зервудаки. Классические блондинки с исконно греческой фамилией не только занимаются воспитанием собак, но и принимают участие в традиционных камчатских гонках.

Голубые глазки

Ольга Степанова, kamchatka.aif.ru: Ольга, кто первым в вашей семье пристрастился к ездовому спорту?

Ольга Зервудаки: Хочу сразу сказать, к спорту мы пришли не сразу. В 2011 году захотелось мне собачку с голубыми глазками, и мы с мужем решили увеличить количество членов нашей семьи. Собачка оказалась очень энергичная, просто так ходить с ней на выставки и гулять возле дома оказалось невозможно.

Знающие люди посоветовали заняться бегом или лыжами. Я не сразу решилась, так как до этого на лыжах не каталась. Первый раз встала, когда с собачкой пошли. Так началась наша эпопея. Купить специальную спортивную одежду и снаряжение оказалось самым простым. Потом мы узнали, что с собакой можно заниматься и летом. Здесь пальму первенства мы отдали ребёнку, и Элени стала бегать.

«Кони кросс» — так называется эта разновидность спортивного бега. Когда собака впереди, она тянет достаточно сильно, тут уж, хочешь не хочешь, надо заниматься серьёзно. Нам повезло, что примерно в это же время силами известных в крае энтузиастов Натальи Ореховой и Андрея Семашкина был создан центр ездового спорта «Снежные псы». Он объединил многих любителей собак и катания на собачьих упряжках, но всё же поначалу это больше было похоже на посиделки единомышленников. Собирались, обсуждали прочитанное на хаски-форуме, делились полезной информацией и бесценным опытом. Это теперь мы существуем как общественная организация, на базе которой тренируемся, катаемся, соревнуемся, делимся знаниями с новичками и просто прекрасно проводим время вместе.

– Как возникла идея перейти от занятий лыжами и бегом с собакой к катанию в упряжке? Кто раньше начал — мама или дочь?

   
   

– Элени сначала вообще на лыжах боялась кататься из-за большой скорости, занималась только в тёплое время года. Тогда у нас было чёткое разделение: мама катается зимой, дочь тренируется с собакой летом. А вообще мысль о покупке собственной нарты пришла после появления второй собаки — наша старшая Киса родила Кайну. А нарту мне на день рождения подарили. Дальше всё очень просто: две собаки плюс одна нарта равно упряжка.

Элени занимается с питомцами летом. Фото: АиФ/ Анна Моргачёва

– Какие соревнования для вас самые значимые или самые успешные?

– В этом году я впервые принимала участие в «Елизовском спринте», где заняла 3-е место. Здесь надо оговориться, что мы только начинаем, пробуем. Во-первых, у нас собаки разновозрастные. Киса уже достаточно взрослая и опытная, а Кайна совсем молодая, она в двойке впервые. Во-вторых, наши собаки живут дома, участвуют в выставках и не ночуют в лесу, как их «коллеги» в питомнике. Нашим сложнее.

– Что вы имеете в виду?

– Наши не только спортом занимаются — их к выставкам готовят, балуют, зацеловывают. Они, когда гуляют, ходят практически рядом, потому что должны быть приучены к жизни в городе и чётко понимать рамки дозволенного. А собаки, живущие в питомнике, совершенно другие. Они рабочие. Их с рождения готовят к упряжке, для них это не только работа, но и радость. У них больше шансов на победу. Когда собак из питомника готовят к гонке, упряжка может уйти в лес и на день, и на два, а мы со своими больше 25 километров не ходим.

Собаки из питомника занимаются ежедневно. Фото: Правительство Камчатского края

Как с людьми

– Тем не менее, ваши домашние заняли третье место и смогли обогнать тех, кто из питомника. Как такое случилось?

– Причиной может быть хорошее настроение или любовь хозяев, которую собаки ощущают. Ведь их после гонки хвалишь, гладишь и, как с людьми, с ними разговариваешь. Они любят быть в центре внимания, им очень нравится гонка, праздник.

Кстати, в последнее время новые упряжки образуют не только хаски. Сегодня есть упряжки с маламутами, даже овчарки бегают. Раньше, конечно, такого разнообразия не было, да и возможностей у народа было меньше — если нам надо соревнование провести, писали запрос в краевое министерство спорта с просьбой разрешить провести соревнования и предоставить для этих целей лыжную базу «Лесная». Сейчас всё происходит организованно, механизм отлажен. Нас теперь и на «Берингию» приглашают официально!

Нас знают, нам помогают. Сейчас гонка — это плод совместных усилий. С одной стороны всё те же любители-энтузиасты, владеющие технической стороной, с другой — организационная помощь краевого правительства. Стало понятно, как написать заявку, к кому напрямую с ней обратиться. Больше времени появилось на непосредственную подготовку. Совместные усилия дали прекрасный результат в виде масштабного яркого праздника.

Кроме того, у нас появился план спортивных мероприятий на предстоящий год, и мы знаем, как наперёд спланировать свою работу. Мы больше не беспокоимся о том, где мы будем жить, на чём мы поедем сами, как будем перевозить собак. Всё эти заботы взяли на себя краевые власти.

Ещё одним новшеством последних лет стало обязательное прохождение ветеринарного контроля для всех собак. Более того, мы сами — участники соревнований — теперь в обязательном порядке проходим медкомиссию. Нам назначают для этого определённый день и час. Раньше не было такого.

– Раньше «Берингия» стартовала в Эссо и многие камчатцы были лишены возможности видеть это увлекательное зрелище. Теперь праздник начинается в Петропавловске. Как вы относитесь к таким изменениям?

– Можно сказать, что гонкой раньше занимались только сведущие люди, энтузиасты и любители ездового спорта. Сегодня «Берингия» — это событие уже краевого масштаба. Праздник для всех без исключения камчатцев, заслуженно ставший визитной карточкой региона, за который не стыдно перед приезжими туристами и журналистами. У Элени, например, в этом году брали интервью представители вьетнамского телевидения. Мне кажется, гонка только выиграла от подобных перемен.

Фонарик в ночи

– Элени, а для тебя какая гонка самая запоминающаяся?

– Самой важной для меня была детская гонка «Дюлин» нынешнего года. Это такой яркий праздник! Столько людей на тебя смотрит, чуть ли не вся страна тебя знает. А вот запоминающейся для меня лично была ночная гонка. Хотя это просто один из подготовительных этапов — внутриклубный зачёт протяжённостью 10 километров. Ехать по ночной трассе с фонариком… Масса ощущений! Эти гонки — самые незабываемые. К тому же я была единственным ребёнком среди взрослых. Всего было три упряжки, и наша пришла к финишу второй.

– Ты помогаешь ухаживать за собаками или только катаешься на них?

– Обязательно помогаю, мы за ними всей семьёй ухаживаем. Они ведь у нас самые любименькие, самые лучшие. Я и гуляю с ними, и играю, могу покормить.

– Видимо, в ответ на вашу любовь и заботу они и бегут так хорошо, и места призовые приносят. А что означает «Кайна» — имя вашей второй собачки? С Кисой-то всё понятно.

– В Греции, откуда родом наш папа, есть деревня с таким названием. Оно показалось подходящим для имени ездовой собаки и не зря… Недавно нам сказали, что «кайнын» в переводе с корякского означает «медведь». Вот такое совпадение…

Ольга Степанова