В городе подводников традиционно большое внимание уделяется семье и детям. И это глубоко символично: грозное оружие атомных ракетоносцев, обладающее сокрушительной разрушающей силой, стоит на защите базовых человеческих ценностей.
В том, что в восточном форпосте России семья под пристальным вниманием и патронатом городской администрации, убедился наш корреспондент, когда город готовился к торжествам, посвящённым главной ячейке общества.
Как утверждал автор романа «Анна Каренина», все счастливые семьи одинаковы. Но, судя по статистике разводов, попасть в эту счастливую когорту удаётся далеко не всем. Задавшись целью найти главные похожие столпы, на которых держится прочность семейного очага, мы договорились о встрече с двумя супружескими парами, разделёнными полувековой рекой времени.
Навсегда!
Иван Иванович и Вера Евсеевна Коробовцевы поженились в начале 1956 года. И на наш вопрос о чувствах не сразу нашлись, что ответить. Почти как в фильме «Любовь и голуби»: «Какая любовь? Мы жизнь прожили вместе и друг без друга уже не можем!».
– Мой отец, Иван Алексеевич, погиб под Ленинградом в октябре 41-го, — рассказывает Иван Иванович. — Осталось нас с мамой четверо детей, жили в деревне под Саранском, было голодно. В военные годы я работал — восьмилетним пацаном пахал на быках и свиней пас. А на Камчатку, в посёлок Тарья (ныне Вилючинск), нас в 1946 году мамина сестра вызвала, чтобы с голоду не попухли. Было мне тогда 13 лет.
В 1953 году меня призвали в армию. Был командиром танка, сержантом. Служил в Приморье, на Сахалине и даже в Китае. А когда вернулся из армии — мама переехала в Усть-Камчатск. Куда деваться? Приютили меня знакомые. Был конец декабря, и друзья пригласили отпраздновать Новый год — наступал 1956-й. Утром, 1 января, просыпаюсь и вижу — девушка поднимается из подпола с вязанкой дров. Понравилась она мне сразу. Недолго думая, позвал её замуж. Она и согласилась! Поехали мы с приятелем Сашкой Мельниковым на бухту, наловили два мешка наваги. Мешок продали, а на вырученные деньги сыграли свадьбу. Но расписали нас гораздо позже — это вообще отдельная история.
Дальше рассказывает жена, Вера Евсеевна:
Жили сначала на квартире у Мельниковых. До сих пор удивляюсь, как они согласились нас у себя держать? Ведь даже спать приходилось в одной комнате — две кровати стояли почти рядом, возле печки. Но потом Иван написал письмо в газету «Камчатская правда». И нам дали отдельную комнату в бараке, там и родился наш первенец. А благоустроенную квартиру со всеми удобствами получили только в 1973-м.
– Ни разу не жалели о таком быстром супружестве?
– Тогда времена были другие, — вспоминает Иван Иванович. — Если женился — значит, навсегда. Конечно, бывало, мы и ссорились, но чтобы разойтись — даже мысли такой никогда не было. Уступали друг другу, берегли свою половину. Жили дружно. И нажили главное богатство — двух сыновей, четверых внуков и пять правнуков. Я не пил, не курил никогда. Бог послал нам друг друга и соединил нас. И мы вместе. Власть не делим. Я по хозяйству всё могу, и приготовить тоже.
– Мы друг без друга и за стол не сядем, — продолжает Вера Евсеевна. — Стол объединяет, за ним — и разговоры, и советы. Обязательно с детьми на ужин всегда собирались вместе. Сейчас не так. Один побежал с тарелкой мультик смотреть, другой — к компьютеру. И уже не услышишь, как мать кричит вечером: «Ваня, домой!». А за час до полуночи дети ещё бегают под окнами, галдят… Другое время.
Беречь друг друга
Наш разговор вьётся, как одна верёвочка: фразу одного супруга подхватывает другой, и в этой атмосфере даже постороннему человеку становится удивительно тепло и уютно.
– Нужно беречь друг друга! Влажную уборку я сам дома делаю, а она — пылесосит.
– Пирожки я делаю, а жарит — он!
– Править в семье должна женщина! Именно она сохраняет очаг испокон веков!
– Мужчина, конечно, хозяин — кто спорит? Но порядок в гнезде должна поддерживать жена…
– А как вы растили детей?
– Раньше проще было. Мы с мужем уходили на работу, дети — в школу. После занятий сыновья сами шли домой, сами делали уроки. Помогали друг другу и всем, кому нужна была помощь. Зимой такие пурги были — заметало по самую крышу. Сыновья откапывали от снега и дом, и школу. Учились хорошо, в техникум в Хабаровск тоже сами поехали поступать. К труду они у нас приучены: и ремонт сами делают, и готовить умеют, и на даче работать, и рыбу ловить. Они всё рассказывали нам откровенно, мы проблемы обсуждали вместе. И до сих пор вместе все праздники отмечаем, на Новый год вся большая семья — у нас. Согласие — это стержень в семье! Мы воспитывали детей не по книгам и наукам — а просто на собственном опыте. Они росли, глядя на нас. А мы не воровали, не гуляли, не хулиганили, не обманывали. Жили честно, почти пол-Вилючинска построили — работали до пенсии вместе в военной строительной части. Просто честность у нас — в крови. И это передалось нашим детям и внукам.
У них даже болезни схожие: оба пережили инсульт.
— Когда мужа клали в больницу на операцию, он мне сказал: «Ты должна быть всё время со мной!». И я сидела с ним, держала его за руку. Уходила только на ночь. А в семь утра — уже у его кровати. И сейчас мы всё время вместе, друг без друга жить уже не можем…
В атмосфере доверия
С Романом и Марией Жуковыми мы встретились в кафе, где молодые супруги с солидным, на их взгляд, стажем совместной жизни — семь лет! — поведали свою историю создания счастливой и прочной семьи.
Оба — красавцы и спортсмены. Роман — военнослужащий-контрактник, Мария — домашний мастер маникюра. В семье растёт пятилетний сын. Жуковы — люди открытые и какие-то солнечные, наверное, потому, что родились летом: ей 15 июля исполнится 24 года, ему 9 июня — 27. Оба сибиряки, окончили один и тот же Омский колледж профессиональных технологий. Только Маша поступила в него тогда, когда Рома учился уже на 4-м курсе. Там и познакомились.
– Мы нашли себя в танцах — были активистами, выступали в одном эстрадном коллективе, — рассказывает Роман с улыбкой. — В первые дни знакомства, как и всякий юноша, я оценивал Машу только как красивую девушку. Но потом, узнав её поближе, остановил свой выбор на ней уже всерьёз. Мы полюбили друг друга и вскоре поженились. После колледжа меня забрали в армию, на Камчатку. Здесь я подписал контракт и забрал жену. Так мы оказались в Вилючинске.
– Какая атмосфера царила в вашей семье, когда вы росли?
Меня, как мальчика, отец воспитывал строго. И ругали, и наказывали, иногда и ремнём получал — не без этого, но в разумных пределах. И я благодарен отцу — он воспитал меня как следует, как мужчину. Всё было по справедливости. А мама окружала заботой и любовью. Считаю, что так и должно быть: главная роль в воспитании сына принадлежит отцу, а в воспитании дочери — матери. И сейчас, кстати, для меня отец — самый лучший друг и пример во всём!
– У вас растёт собственный сын. Вы так же строги к нему?
А папа Марии оставил семью. Поэтому главная роль в становлении характеров двух детей досталась маме. И она выполнила её с честью. Определила детей в кружки и объединения по интересам, привила им навыки активного и здорового образа жизни.
– Мама старалась, чтобы мы не просто чего-то добились в этой жизни, а выросли хорошими людьми. У нас тоже было полное доверие. И сейчас, несмотря на расстояние, чувствуем связь друг с другом, часто созваниваемся, мама даёт советы по воспитанию внука.
– Психологи утверждают, что девочки выбирают себе мужа, похожего на отца. А как в вашем случае?
– Я выбрала мужа, похожего на любимого брата. У них сходные привычки, поведение и даже манера речи. Они и возраста одинакового, с разницей в два месяца.
– Вы учитываете ошибки своей мамы в собственном браке?
– Да, я стараюсь не ссориться с мужем при сыне — для ребёнка это сильный стресс, по себе знаю. Все выяснения отношений — за закрытой дверью.
– Роман уже сказал, что рукоприкладство в вашей семье полностью отсутствует. Как наказываете?
– Мы разговариваем с ребёнком. Самое строгое наказание — это угол. Когда он просто стоит лицом к стене, ничего страшнее для него нет. Поэтому нет нужды применять физическую силу. Он у нас мальчик очень хороший, спокойный, почти никогда не капризничает. Очень хочется, чтобы вырос добрым, воспитанным, отзывчивым, помогал окружающим, что он уже и делает. Каждый вечер на ночь мы садимся с сыном и читаем ему сказки, в основном классику. Сейчас у нас Пушкин, «Руслан и Людмила». Без сказки он спать не ложится…
Сын помогает мне во всех домашних делах, а в садике заботится о девочках и младших. Носочки надеть, ботиночки застегнуть… Воспитатели его хвалят. Ещё он знает, что папа — защитник Отечества. Когда идём на парад, прикалываем сыну к одежде георгиевскую ленточку и обязательно рассказываем её историю. Для нас важно, чтобы мальчик вырос мужчиной!
Кофе в постель
– Рома, какие женские качества важны, на ваш взгляд, для создания прочной семьи?
– Хозяйственность! Главное для мужчины — женщина, которая создаст уют и тепло, чтобы домой хотелось возвращаться. Жена должна уметь вкусно готовить. Не зря же говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок! Я горжусь тем, что Маша умеет порадовать меня разными вкусностями — она готовит порой даже лучше моей мамы!
– А вы хоть иногда балуете жену блюдами собственного приготовления?
– Да, по выходным могу приготовить мясо по-французски, в горшочках, окрошку или борщ — у меня бабушка украинка. Но жена борщ готовит лучше.
– А кофе в постель?
Жена у меня очень талантливая, спортивная. Следит за собой, за фигурой. Она занималась лёгкой атлетикой, баскетболом, волейболом. И сейчас ходит на фитнес, волейбол и эстрадные танцы в молодёжный коллектив «Манго». Она прекрасно танцует! Умеет шить, вязать и украшать жильё. У неё явный талант дизайнера: может из каких-то элементарных вещей сделать необычную красоту. Например, из старых лазерных дисков вырезала бабочек и украсила ими целую стену — выглядит очень красиво и уютно, в магазине такое не купишь.
– Ссоры и разногласия у вас бывают?
– Конечно, бывает всякое. В семье должны быть и чувства, и эмоции, и ссоры — иначе это не семья.
– А кто первым прощение просит?
– Я.
– Даже если жена виновата?
– Да.
– Это у французов есть такая поговорка: если женщина виновата, попроси у неё прощения…
– Наверное, мне нужно было родиться в Париже! И чем бы ни закончился прожитый день, даже если мы поссорились, всегда желаем друг другу спокойной ночи и сладких снов.
– А вы, Маша, сознательно культивируете в муже постоянную виноватость?
– Нет, конечно! Если я неправа — признаюсь, подойду и попрошу прощения.
– Есть ли привычки у мужа, с которыми вы боретесь?
– Только курение! Но курит в форточку, и сам запах табака в доме не приемлет. Причём старается, чтобы и сын не видел его с сигаретой.
– А вы, Роман, что бы хотели изменить в привычках жены?
– Меня в ней всё устраивает! Если что-то не нравится — нужно просто сесть и поговорить. У нас никто никого под себя не переделывает! Хотя я знаю некоторые семьи, в которых отношения строятся иначе. Поругались, разошлись в разные стороны и не разговаривают друг с другом днями, держат обиду в себе. У нас не так. После ссоры максимум через пять минут мы проясняем ситуацию. Я сторонник того, чтобы поговорить и решить проблему сразу. Открытость в семейных отношениях — главное!
– А что главное для вас, Маша?
– Главное — чтобы мы были всё время вместе!
Пропаганда любви
Информация о семейных юбилеях поступает к нам от жителей Вилючинска: мы наладили такие отношения, что люди приходят к нам сами, просят отметить их соседей, сослуживцев, знакомых.
– Вы практикуете в своей работе какие-то новые методы, кроме ставших уже традиционными конкурсов?
– Да, в этом году в День семьи решили провести торжество «За семейным столом». Это мероприятие основал несколько лет назад отдел опеки и попечительства для замещающих семей. Но мы решили расширить его орбиту и изменить форму проведения. Помните, во времена СССР на центральном телевидении шла передача Валентины Леонтьевой «От всей души», которую смотрела вся страна? Вот по этому принципу и мы организовали семейный праздник. Выяснилось, что многие семьи — старожилы нашего города, проживающие здесь со дня его основания, хранители традиций и истории. Им есть, о чём рассказать горожанам и чем поделиться с другими людьми.
В следующем году планируем пригласить уже профессиональные династии: учителей, заводчан, строителей, дорожников. Сейчас собираем о них материал. Многодетные семьи — тоже особая категория, очень актуальная и пользующаяся поддержкой государства. У нас в Вилючинске без малого пять десятков семьей, воспитывающих четверых и более детей. Следующая категория — молодые пары. Мы уверены, что должна быть преемственность. Пусть молодёжь узнает, как смогли прожить долгую, трудную, но счастливую жизнь и воспитать достойную смену представители старшего поколения!
В гармонии и радости
О работе с молодыми семьями нам рассказала консультант отдела культуры, молодёжной политики и спорта администрации Вилючинского городского округа Юлия Марандыч.
Кроме того, на базе наших учреждений культуры есть различные клубные формирования на любой вкус. Вообще в Вилючинске созданы все условия для интересной, насыщенной жизни, реализации своих увлечений — было бы желание. Самодеятельность, народный театр, вокальные, танцевальные, музыкальные коллективы принимают всех. Развивается спортивное движение, в том числе активно включилась в молодёжную жизнь общественная организация «Камчатская лига экстремальных видов спорта». Есть и специальный проект: ежегодный конкурс для молодых семей «Любовь, гармония и радость», в этом году он стал юбилейным, десятым по счёту. В жюри обязательно приглашается семья, ставшая первой в предыдущем состязании, такая сложилась традиция. А победители городского конкурса едут на краевой.