Роман с морем. Камчатский капитан рассказал о рыбацкой жизни

Таким судном можно гордиться. © / Ульяна Бакумено / АиФ

Наверняка, не было в Советском Союзе мальчишки, который не мечтал бы стать космонавтом или капитаном дальнего плавания. Сегодня престиж работы в море по-прежнему остаётся высоким, а у молодых людей «горит глаз» на покорение сурового океана. Для трети мужского населения Камчатского края море — это место работы… и почти дом. Домом стало море и для гостя сегодняшнего номера — капитана рыболовного сейнера Андрея РЕЗНИКОВА, который прошёл профессиональный путь от матроса до первого человека на судне и не потерял за годы трудной работы рыбацкого азарта.    
   

– Андрей Васильевич, расскажите немного о себе. Наверное, вы с детства бредили морем?

– Я родился и вырос на Камчатке, в районе Сероглазки. Мои родители — работники рыболовецкого колхоза имени Ленина, но профессию моряка я выбрал благодаря захватывающим рассказам моего соседа, который был в те времена капитаном судна. После службы в армии я окончил мореходное училище, но мои представления о работе в море были так далеки от реальности, что я даже мало представлял, что такое качка. Первый рейс был настолько сложен, что думал по приходе на берег сразу списаться c корабля, но на твёрдой земле все морские трудности быстро забываются. Так и остался работать, а теперь это не просто профессия, а моя жизнь.

– Ваше судно — РС «Капитан Малякин» — одно из самых современных в рыболовецком флоте колхоза имени Ленина. Какие задачи стоят перед экипажем?

– Мы не отходим далеко от города, производим вылов донно-пищевой рыбы — трески и камбалы, в Авачинском и Кроноцком заливах. Выходных и праздников у нас нет, работаем круглый год, в сутки вылавливаем от 30 до 80 тонн рыбы. Успех во многом зависит от слаженной работы экипажа, хорошей погоды и рыбацкой удачи. Нас, слава богу, не подводил и пароход, мы можем им гордиться. «Капитан Малякин» — самое молодое судно в рыболовецком флоте колхоза, его семь лет назад построили в Даляне, оно оснащено по последнему слову техники. Думаю, не стоит и говорить, что работать на таком судне очень приятно и безопасно.

– Как вы оцениваете качество рыболовецкого флота колхоза имени Ленина? Есть ли шанс возродить былую славу советского рыболовецкого флота, ведь за годы существования предприятие не раз переживало сложные времена?

– У ветеранов колхоза ещё свежи воспоминания о тяжёлых постперестроечных временах, но всё же они остались в прошлом. Сегодня у предприятия неплохая ремонтная база, постоянно происходит обмен опытом с зарубежными компаниями, и мы не стесняемся обращаться за помощью по ремонту судов за границу, если это требуется. Время диктует свои правила, нам нужно соответствовать международным стандартам и много работать. Многие, кто ушёл из колхоза в сложные времена, сегодня возвращаются. Все работники имеют полный соцпакет, налоговые отчисления в Пенсионный фонд, оплачиваемый проезд раз в два года. Сумеем ли мы возродить былую славу? Покажет время. Главное — хорошо работать.

   
   
«Капитан Малякин» — самое молодое судно в рыболовецком флоте колхоза. Фото: АиФ / Ульяна Бакумено

– Андрей Васильевич, как вы решаете кадровый вопрос? Сегодня молодые люди охотно идут работать в море, несмотря на тяжёлый физический труд?

– Экипаж нашего судна постоянный, он практически не менялся за семь лет. Люди вовремя получают зарплату, не уходят в длительные рейсы, их всё устраивает, поэтому мы хорошо сработались за эти годы. 80 процентов экипажа — дети колхозников, которые пошли по стопам своих родителей. Средний возраст моих подчинённых — 30—35 лет, а моя главная опора — грамотный старпом Илья Попов, старший механик Евгений Ведецкий, 2-й помощник Дмитрий Самарский. Все вместе мы работаем со времени постройки «Капитана Малякина». Кстати, теперь стать матросом может далеко не каждый желающий. Я уже говорил, что наше судно хорошо оснащено технически, поэтому, чтобы работать на нём, нужно каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Конечно, приветствуется наличие специального профессионального образования.

– Говорят, что море и мужской коллектив не терпят слабых и вдали от берега проявляются многие отрицательные личностные качества человека. Вы считаете эту теорию правдивой? Каким людям, по-вашему, не следует даже пробовать обуздать море?

– Лично я не люблю подхалимов и лентяев. Я сразу вижу людей, которые пришли на судно только для того, чтобы заработать, а я считаю, что одного желания мало. У моряков должен гореть в глазах азарт, ведь рыбалка для многих не только профессия, но ещё и хобби. А согласитесь, что плох тот рыбак, который не хочет поймать больше рыбы, чем сосед. Не стоит забывать и о том, что работа в море — это тяжёлый труд, поэтому греться на солнце на палубе целыми днями не удастся никому.

После рейса я не прочь порыбачить с удочкой. Фото: АиФ / Сергей Ильницкий

– А для вас лично рыбалка стала тем самым увлекательным хобби?

– Да, после рейса я не прочь порыбачить с удочкой, часто выезжаем и с коллегами. Не устаю и не надоедает, это уже неотъемлемая часть моей жизни.

– Существуют ли рыбацкие приметы наудачу, которые соблюдаются на «Капитане Малякине» или вы не суеверны?

– Я не выхожу с пирса кормой вперёд и стараюсь не начинать рейс в понедельник. Честно, не знаю, что будет, если не соблюдать эти приметы, но мне так спокойней.

– Андрей Васильевич, что в связи с прошедшим Днём рыбака пожелаете своим коллегам?

– Пожелать хочу рыбацкой удачи, хорошей погоды, спокойного моря, богатых уловов и скорейшего возвращения домой тем, кто находится в рейсе.