«Крутые парни» и неприрученные олени. Один день в дикой тундре

Прозвучал сигнал к началу - олени рванули, кто куда. © / Татьяна Боева / АиФ-Камчатка

Трудно рассказать о селе  Эссо тем, кто в нём ни разу не был. Камчатская Швейцария – да, конечно. Чистый воздух, снег и вода в реке – обязательно. Нетронутая природа, поражающая первозданной красотой – естественно. И ещё одно: непередаваемая, чарующая атмосфера спокойствия и настоящей сказки.

   
   
Чарующая атмосфера спокойствия и настоящей сказки. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Дорова Ибдири!

День выдался замечательным: безветренным, в меру морозным и ясным.  На большой поляне за селом, в районе горнолыжной трассы, организаторы разбили целый лагерь с палатками и чумами, выездной торговлей камчатскими сувенирами и горячим чаем,  деревянной сценой для выступлений артистов и специально выделенными секторами для соревнований по северному многоборью. На оранжевой сетке, огораживающей трассу для гонок на оленьих упряжках, - транспаранты с приглашением на двух языках, русском и алеутском: Добро пожаловать! Дорова Ибдири! Народу – море. Оленеводы и члены их семей из Эссо и Анавгая, спортсмены со всей Камчатки, включая самые отдалённые районы побережья, туристы и гости заполонили всю поляну, создавая своей радостью и энергией неповторимую атмосферу праздника.
Настоящий шаманский бубен можно было купить за три тысячи рублей. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

В полдень со сцены прозвучали приветствия и поздравления, по традиции затянувшиеся: официальные лица, коих на празднике хватало, стремились выказаться по полной программе. Аплодисменты собравшихся сорвали зампредседателя правительства Камчатки Валентина Броневич, приветствовавшая публику на русском и ительменском языках, и замминистра сельского хозяйства Игорь Ермаков. Впрочем, Игорю Александровичу потом пришлось отвечать на наболевшие вопросы оленеводов и других быстринцев, атаковавших замминистра в палатке, куда он зашёл отведать знаменитой шурпы из оленины.

12 с половиной километров снежной трассы по пересечённой местности. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Наконец, на деревянный помост поднялись десять оленеводов – участников предстоящих состязаний. Это зрелище, официально - первенство  Камчатского края по ездовому спорту, - было, конечно, самым ожидаемым событием дня.

Олени – животные дикие, и, как утверждают оленеводы, дрессуре не поддаются. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Те, кто ни разу не видел гонок на оленьих упряжках, были поражены вдвойне – зрелище это не для слабонервных. Олени – животные дикие, и, как утверждают оленеводы, дрессуре не поддаются. И большого скопления людей пугаются. Поэтому, когда прозвучал сигнал к началу, олени рванули, кто куда.

Лишь двое-трое нарт поехали прямо по намеченному пути. Одна упряжка чуть не вломилась в зрителей, отгороженных от гоночной трассы мягкой пластиковой сеткой,  другая зарылась в ближайшие кусты, запутавшись рогами в ветвях. В третьей олени попадали, перебежав дорогу друг другу. Телевизионщики нервно дёргали звенья штативов, фотографы повалились в снег, спеша снять самый зрелищный кадр.
Одна упряжка чуть не вломилась в зрителей. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Но вскоре всё наладилось: заблудившихся завернули, упавших подняли, сцепившихся расцепили, последняя натра скрылась за поворотом.    
   

Звёздный финиш

Гонщикам предстояло преодолеть 12 с половиной километров снежной трассы по пересечённой местности. В ожидании финала забега зрителям предложили соревнования по северному многоборью. Молодые энергичные спортсмены прыгали через нарты, бегали с палкой по пресечённой местности на 3 километра, метали топор и чаут – длинное лассо, которое накидывают на рога оленя. Четыре раза попало на шест верёвочное лассо-чаут Сергея Трутнева из Тиличик, обеспечив парню первое место. Дальше всех  - почти на 9 метров - метнул топор Владислав Игбаев из Елизово, быстрее всех, за семь с половиной минут, пробежал с палкой Владислав Сахацкий из Вилючинска. Лучше всех совершил прыжки через нарты Даниил Экилан из Чукотки.

Победитель финиширует. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Наибольший ажиотаж вызвала национальная северная борьба. Мальчишки и юноши, голые по пояс, боролись на ринге, очерченном на поляне синей краской, и бросали противника прямо на чистейший эссовский снег. Розовым от мороза и борьбы полуголым победителям публика аплодировала с особым чувством. В возрастной категории 2000 год рождения и младше состязание выиграл Влад Данилов из Эссо, среди 15-16-летних подростков первым стал Влад Дележа из Анавгая, а среди юношей 17 лет и старше первенство досталось Антону Машукову из посёлка Апачи Усть-Большерецкого района.

Ажиотаж вызвала национальная северная борьба. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Но вот, наконец, на финише показалась первая оленья упряжка – и снова фотографы попадали в снег.

Первым с результатом 30 минут 11 секунд пришёл оленевод из анавгайского хозяйства «Анкеман» (что в приблизительном переводе на русский означает «Крутые парни») Антон Солодиков, вторым - Андрей Адуканов, третьим – его однофамилец Адуканов Дмитрий, оба – из эссовского объединения «Оленевод». Награды были достойными: снегоход от партийцев ЕР победителю и сертификаты на 150 и 100 тысяч рублей серебряному и бронзовому призёрам. Самым интригующим событием завершения праздника стало вручение второго снегохода, от губернатора Камчатки, старейшему оленеводу края, звеньевому Кирьяку Петровичу Адуканову, которому недавно исполнилось 60 лет. Так как заслуженный мастер-оленевод отмечал профессиональный праздник на рабочем месте - на стойбище в тундре, - приз получил его старший сын Егор, оленевод того же звена. Как рассказал потом директор фирмы «Оленевод» Игорь Солодиков, обычно звено – это целая семья. Кочевать с места на место с тысячными стадами оленей – дело не только ответственное и хлопотное, но и очень долгое, по шесть-девять месяцев на один заход.
Кочевать с тысячными стадами оленей – дело ответственное, хлопотное и очень долгое. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Конечно, восторгам не было предела. Круги почёта на призовых снегоходах победители нарезали не раз – бензобаки «подарков» были залиты бензином под горловину. По общему мнению оленеводов, губернаторский снегоход оказался круче.

Мастер-класс по изготовлению алеутского оберега. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Праздник закончился к вечеру, когда все участники соревнований получили заслуженные награды, а гости затарились сувенирами, наелись бесплатной вкуснейшей шурпы из свежей оленины и напились сладкого горячего чаю. Кстати, настоящий расписной шаманский бубен можно было купить за смешные деньги - три тысячи рублей. А по окончании торжеств самые дотошные туристы сходили и на мастер-класс по изготовлению алеутского оберега, где за 50 рублей с помощью ножа и кожаных верёвок сами сделали из ивового сучка человечка, «накормили» его нерпичьем жиром и «оживили» специальным обрядом. Как уверяла туристка из Петропавловска, если попросить такой собственный оберег как следует, он работает не хуже золотой рыбки.