«Не бойся, я с тобой!» Братья с Камчатки погибли на СВО, защищая друг друга

Ирина Журихина / Из личного архивa

Братья Даниил и Николай Журихины из Петропавловска были погодками. Учились вместе в 35-ой школе, где на днях в память о них открыли Парту Героев. С разницей в год уходили в армию. А осенью 2022 года вместе отправились на СВО. Подробности - в материале на kamchatka.aif.ru.

   
   

Даня оказался на спецоперации по мобилизации, Коля пошёл добровольцем вслед за близким человеком, чтобы там, на передовой, братишка не был один. Это у них с детства.  Когда Даньку обижали, брат за него горой вставал. Бойцы 40-ой бригады морской пехоты погибли зимой 2023 года.

«Почему не удержали? – грустно бросает сестра Ирина. – Почему не смогли?»

Позже соглашается, они ведь у них настоящими мужчинами были, если уж что решили... 

Все время впятером

Парни Журихины из многодетной семьи. На Камчатке их провожали и ждали старший брат и две младшие сестры-двойняшки. Самые близкие люди. Родителей у ребят в живых уже нет. Ирина рассказала, что папе было всего 47 лет, когда его не стало. Мужик-работяга, всё время пропадал на работе, а ещё охотился, рыбачил, в семье с пятью детьми никогда не бывает понятия «лишние деньги». Сыновей своих к труду и к рыбалке приучал. Ещё в школе вместе с отцом они начали выезжать на промысел. Николай, повзрослев, тоже стал зарабатывать промыслом рыбы.

Николай ушел на СВО вслед за братом. Фото: Из личного архивa/ Ирина Журихина

Отец не болел, никогда ни на что не жаловался, наверное, просто не мог себе этого позволить. Может, где-то и надорвался. В тот день он, как обычно, уехал на рыбалку, лёг спать и не проснулся, оторвался тромб. Мама постарела в один миг, потом девять лет без мужа билась в одиночку, как рыба об лёд, растворилась в детях. Всё больше и чаще стала болеть.

«Мамы нет с нами уже восемь лет. Она уход отца, конечно, очень переживала, быстро сдала. Но детство я хорошо помню, только светлые, добрые воспоминания. Хорошее детство у нас было, несмотря ни на что. Мы всё время были вместе, впятером гуляли, на коньках катались. Какие там телефоны, компьютеры, не было тогда этого, но вместе никогда не скучали. Повзрослев, не расставались, в гости ходили. Собирались, играли в лото. Да, представьте, в лото, как когда-то наши родители, поддерживали друг друга, защищали всё время, сколько помню», – вспоминает Ирина, которая сейчас сама воспитывает двоих детей.

   
   
Повестку Даниилу принесли на работу. Фото: Из личного архивa/ Ирина Журихина

Даниил и Николай окончили профтехучилища, получили профессии, отслужили в армии, просто жили, работали и строили планы. Всё, как у всех: хотели семью, детей, достаток.

«Коля серьёзно занимался спортом, играл в биатлон, хоккей. Он в спортзале часто пропадал. Правда, Данька в этом немного отставал. Но оба очень работящими были. Сидеть и ничего не делать – это не про них. Данька, когда даже брал отпуск, ехал на рыбный промысел на заработки. Оба очень любили своих дочек. Так получилось, что они не были официально женаты, но дочерей обожали и много времени с ними старались проводить», – говорит сестра.

Это были последние слова

На СВО братьев направили на одно угледарское направление, и воинские части ребят находились в соседних сёлах, в Павловке и Новосёловке. При первой возможности они встречались.

«Мы приезжали к ним на полигон в Радыгино, когда они находились на обучении. Привозили аптечки, тёплые вещи, тогда в самом начале с этим было сложновато. А потом как-то быстро всё произошло. Даня улетел, через два-три дня – Коля. На душе сразу стало так тяжко, пусто, как будто от себя что-то отрываешь», – говорит женщина.

Братья любили отдохнуть на природе. Фото: Из личного архивa/ Ирина Журихина

По словам Ирины, они поддерживали связь по телефону. Когда братья уходили на боевые позиции, сообщали, приходили, сразу же звонили. Мало, что рассказывали, да и нельзя было. Близкие были счастливы просто от того, что слышали на том конце родной голос, пусть даже одну фразу. Правда, однажды в ноябре от Дани не было никаких вестей. Дни проходили, а он молчал. Успокаивали себя, как могли: связь плохая, мало ли что. И вдруг долгожданное от Николая: «Не переживайте, я нашёл Даньку, всё в порядке у нас». Оказалось, он всё это время искал брата.

«В январе 2023 года перед тем, как уйти на позицию, Даня позвонил: «Иришка, привет». И всё. Это были его последние слова. Потом мы его потеряли. От братишки не было никаких вестей, а в феврале пропала связь и с Колей», – вспоминает Ирина.

Братья обожали дочерей. Фото: Из личного архивa/ Ирина Журихина

Вот тогда родные забили тревогу. Сначала растерялись, впервые жизнь поставила их, как и многие другие российские семьи, в такую ситуацию, толком не знали, куда писать, ехать, кому звонить, у кого, что узнавать. Поэтому, чтобы наверняка, полетели письма и звонки по всем возможным каналам, во все возможные инстанции, которые сами знали или люди подсказывали. От безысходности даже к гадалке обращались, потом в храм пошли. Писали, звонили, ездили и не теряли надежды. Ждали. Каждое утро просыпались с верой, что всё обязательно будет хорошо…

Утрату словами не объяснишь

В апреле пришла первая трагическая весть – Николай погиб ещё зимой. О гибели Даниила 12 января семье сообщили в августе. Почему так долго? Ирина говорит, что они, наверное, и не узнают уже, как такое получилось. До сих пор не могут смириться. Ну не могли братья их вот так бросить.

Ребят похоронили на Аллее Героев в Петропавловске.

«Мне даже словами трудно объяснить, какое это горе, братишки, сразу двое. Да никакую утрату словами не объяснишь. Нам рассказывали, что с Данькой пропала связь, когда он находился на позиции, а Коля через несколько дней отправился его искать и тоже пропал. Братишки наши, защита и опора с самого детства. Хотя теперь приходим на могилки, до сих пор не верится, что их нет, – говорит Ирина и долго молчит, а потом вдруг добавляет. – «Николай вслед отправился, ведь можно было отговорить? Почему не смогли?»

Николай очень любил сестер-близняшек. Фото: Из личного архивa/ Ирина Журихина

На днях в Петропавловске в школе № 35 открыли 65-ю по счёту Парту Героя. На ней изображены сразу две фотографии и две биографии. 

«Наши ребята всегда были отважными, не боялись трудностей. У Николая вообще страха не было, он ничего не боялся и за Даниила стоял горой», – делились сёстры на церемонии открытия.

Оба бойца награждены орденами Мужества и медалями участников СВО посмертно.