Ирина Унтилова: «Депутат – связующее звено между властью и человеком»

О преемственности в краевом парламенте, взаимодействии с правительством региона, отношении к компромату и о причинах, побудивших депутатов поддержать законопроект о QR-кодах, рассказала председатель Законодательного собрания Камчатки Ирина Унтилова.

   
   

В интервью она не обходила проблемы, подчёркивая, что позитивным социально-экономическим переменам в крае предшествует напряжённая работа. А началась беседа с отличительных черт краевого Законодательного собрания IV созыва.

В широком спектре

– Ирина Леонидовна, впервые за всю парламентскую историю края в Заксобрание вошли шесть партий. Не стану выяснять, насколько взгляды некоторых депутатов соответсвуют тем флагам, под которыми они вступили в выборную кампанию. Сейчас жителям края больше хочется знать: удаётся ли внутри депутатского корпуса при широком спектре политических цветов выстраивать конструктивное взаимодействие?

– Конечно, полной согласованности взглядов и устремлений при таком развернутом партийном представительстве, какое мы сегодня имеем, априори достичь невозможно. Да это и не требуется, парламент это всё-таки место, где широкие дискуссии необходимы. Сегодня состав регионального представительного органа в полной мере отражает политические симпатии жителей края. Но, если взвешивать позитивные и отрицательные моменты развернутого партийного спектра, то превалируют всё-таки положительные.

Работа регионального парламента нового созыва началась с общего собрания депутатов, избрания оргкомитета. Потом прошла первая сессия. Обращаясь к моим коллегам, я тогда напомнила, что нас в Заксобрании в сравнении с жителями края мало – всего 28 человек. Каждый из нас на виду, большинство имеют богатый жизненный и политический опыт, и всем придётся отвечать перед своими избирателями за итоги пятилетней работы. Я предложила вне зависимости от фракционной принадлежности объединиться вокруг служения нашему избирателю, чтобы жителям края после завершения наших полномочий, жилось комфортнее.

Меня, во всяком случае, на тот момент, услышали. По результатам прошедших сессий можно говорить, что межфракционный диалог налажен. Мы предметно разговариваем, учимся по-деловому обсуждать принципиальные вопросы. Я регулярно общаюсь с каждым депутатом.

Кстати
Выборы в краевой парламент проходили 17-19 сентября и в одном из округов 19 декабря. По их итогам в Заксобрание вошли 19 представителей «Единой России», 5 мест – у КПРФ, по одному у партии «Справедливая Россия – Патриоты – За правду», у «Новых людей», ЛДПР. Ещё один мандат «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» пока свободен в связи со смертью избранного депутата.
   
   

Налаженное взаимодействие внутри парламента, на мой взгляд, достаточно рельефно проявилось во время обсуждения законопроекта об обязательности сертификатов для посещения общественных мест, который в публичном пространстве больше известен как закон о QR-кодах.

Тест на взаимопонимание

– И что, вокруг него не возникло споров? Я, хотя и принадлежу к той части наших земляков, которые прошли антиковидную вакцинацию, считаю первый вариант законопроекта излишне радикальным. Видимо, и по этой причине Государственная Дума сделала значительный временной разрыв между его первым и вторым чтениями…

– Напротив, при обсуждении законопроекта, предусматривающего изменения в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», мы столкнулись с активными дискуссиями. Часть депутатов на сессии высказались против предлагаемых новаций. Более того, мы сознательно пошли на широкое обсуждение законопроекта, понимая его резонансный характер.

Обычно документы, поступающие из Государственной Думы, а их число может достигать 50-60 за месяц, обсуждаются на заседаниях президиума Заксобрания края, который состоит из председателя ЗС, его первого заместителя и руководителей комитетов. До этого законопроектам дают оценку профильные комитеты, документы согласовываются по линии курирования с органами исполнительной власти.

Рассмотрение изменений в федеральный закон вынесли на сессию. До этого решили получить действительную картину отношения населения к законопроекту.

В социальных сетях, в публичном пространстве чаще всего высказываются против обязательности прививок, но такие оценки нельзя рассматривать как превалирующие настроения социума. Отрицать, не особенно беспокоясь об аргументации, всегда легче, чем выстраивать конструктивную позицию.

Этот социальный феномен Уинстон Черчилль весьма образно охарактеризовал одним из своих ярких афоризмов: «Нам нужно остерегаться тирании мнений, которая пытается оставить для широкого освещения только одну сторону вопроса… Некоторые персоны считают, что они могут говорить всё, что им заблагорассудится, но, если кто-нибудь скажет что-то в ответ – для них это будет возмутительным».

Чтобы выяснить реальный срез общественных настроений, мы задействовали несколько инструментов. По нашей просьбе краевая Общественная палата провела заседание в online-режиме, дав возможность всем желающим высказать свою точку зрения. Мы направили письма во все муниципалитеты, при них также были созданы общественные органы, организовали рамочное социологическое исследование. Возможно, его результаты кому-то и не понравятся, но большинство респондентов высказались за прививки. Совокупный результат изучения общественного мнения мы вынесли на сессию.

Меня, кстати, упрекнули за вынесение вопроса на пленарное заседание, предлагали ограничиться рассмотрением на Президиуме ЗС, но я посчитала важным, чтобы каждый депутат высказал свою точку зрения.

За ходом сессии наблюдать мог любой желающий. Все наши пленарные заседания транслируются в сети. К обсуждению мы привлекли большое количество экспертов. Прежде всего, конечно, медицинских работников. Разумеется, я высказала своё мнение.

– И каково оно?

– Ситуация с коронавирусной инфекцией, чтобы избежать её критического обострения, требует принятия экстренных мер, среди которых наиболее эффективной и наиболее безболезненной для общества является формирование массового иммунитета через вакцинацию. Иных приемлемых вариантов пока не существует.

– Как же поделились голоса?

– Каждая фракция голосовала в соответствии с вертикальными партийными концепциями. В Государственной Думе, как вам известно, в первом чтении законопроект одобрили «Единая Россия», ЛДПР, более половины фракции «Новые люди». На нашей сессии давление на депутатов не оказывалось, каждый имел право высказать свою точку зрения.

Не стану скрывать, что решение принималось трудно. Мы получили немало писем, что называется «pro» и «contra». Депутаты, проголосовавшие за внесение изменений, исходили не из личной местечковой заинтересованности, а из понимания того, что в России необходимо срочно создать систему, эффективно защищающую население от угрозы инфекции.

Фото: Законодательное собрание Камчатского края

У каждого комитета свои задачи

– Наблюдая за недавней избирательной кампанией, я пришёл к выводу, что многие впервые баллотирующиеся кандидаты в депутаты, обещая «спасти мир, накормить всех страждущих и построить к вечеру хрустальный мост», плохо представляли суть работы в законодательном органе региона. Я, конечно, гиперболизирую обещания, звучавшие в ходе избирательной кампании, но суть многих посылов, даже не имеющих ничего общего с переустройством мира, изначально не подлежали исполнению. Какие же реально стоят задачи перед Законодательным собранием нового созыва?

– Напомню, что состав представительного органа региона серьёзно обновился. Продолжают работу депутаты, имеющие опыт нескольких созывов, но значительно число и тех, кто только начинает парламентскую деятельность. Среди них много молодёжи. Я приветствую такой состав. У молодёжи несколько другой взгляд на мир. Они, действительно, стремятся его переустроить, сделать добрее, чище, справедливее. У них другой темп работы и мышления, они горят стремлением что-то изменить к лучшему, а опытные депутаты подсказывают им конкретные пути таких трансформаций.

Для наглядности давайте рассмотрим линейку приоритетов по каждому из пяти постоянных комитетов.

– Давайте начнём с комитета по социальной политике…

– Здесь первоочередного внимания требуют проблемы здравоохранения. По вопросам развития краевой медицины мы готовим круглый стол с широким составом участников, заседание комитета. И, видимо, потребуется организация цикла подобных мероприятий, потому что только простая констатация наболевших вопросов регионального здравоохранения займёт не один час. Любая составляющая этой проблемы важна. Речь идёт не просто о качестве жизни, а о самой жизни, решении демографических задач. Проблемы медицины, согласно всем социальным исследованиям, входят в топ-тройку позиций, волнующих россиян.

Под нашим пристальным вниманием также находятся вопросы помощи многодетным семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В крае в целом сформирована эффективная система поддержки этих категорий населения. Предлагаемые им меры социальной защиты предстоит проанализировать, посмотреть, как они работают, скорректировать в соответствии с произошедшими изменениями.

– На чём преимущественно сосредоточит внимание комитет по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и гармонизации межнациональных отношений?

– В этом году перед ним стоят задачи приведения регионального законодательства в соответствие с новеллами Конституции и подписанным Владимиром Путиным в последние дни ушедшего года законом «Об организации публичной власти в Российской Федерации». Это масштабная задача. Правовые изменения затронут каждый муниципалитет, а значит, и всех жителей края.

Также предстоит рассмотреть законопроект о гарантиях коренным малочисленным народам Севера, который готовит внести на рассмотрение в Заксобрание глава региона. Планируется, что документ сосредоточит в себе весь комплекс проблем, связанных с вопросами сохранение самобытности, традиционного природопользования, развития коренного населения Камчатки.

– Переходим к комитету по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности…

– Здесь в числе приоритетов разработка предложений по изменению федерального законодательства по двум направлениям – обеспечение безопасности в сфере туризма и сохранению исторического принципа рыболовства в Камчатском крае. Актуален вопрос поддержки сельхозпроизводителей. Комитетом, который возглавляет Оксана Герасимова, выработаны интересные предложения по развитию аграрного комплекса, способные, по мнению их инициаторов, дать толчок к наращиванию товарных объёмов, эволюции земледелия и животноводства края в современную индустрию с высокой производительностью труда.

– Комитет по строительству, транспорту, энергетике и вопросам жилищно-коммунального хозяйства…

– Ему предстоит дать эффективные законодательные ответы на запросы жителей края в сферах жилищного и социального строительства, транспорта и энергетики, субсидирования коммунальных услуг. Надо посмотреть, сможем ли мы сделать более совершённой тарифную политику в сфере ЖКХ, чтобы уйти от самой высокой стоимости в стране этих услуг.

Нам требуется серьёзное обновление всей транспортной инфраструктуры – от строительства и ремонта автомобильных дорог до замены устаревшего парка воздушных судов, реконструкции портовых и аэродромных сооружений. Отдельной строкой стоит вопрос о реализации программы по переселению жителей края из ветхого и аварийного жилья.

– Комитет по бюджетной, налоговой, экономической политике, вопросам собственности и предпринимательства в парламенте нового созыва возглавил Дмитрий Коростелёв. Он имеет большой опыт работы с финансами и планами развития. Мне представляется деятельность комитета, в число основных задач которого входит формирование главного финансового документа края и контроль эффективности расходования средств заложенных в него, базисным для регионального парламента.

– Действительно, не умаляя роли и значения других комитетов, надо признать, что бюджет формирует собой точку отсчёта решения всех вопросов. Он нами принят. Это первый бюджет для Законодательного собрания IV созыва. Работа над ним представляла для нашего молодого парламента известную сложность. Комплекс подготовительных мер, в том числе образовательного характера, для тех, кто впервые столкнулся с такой работой, позволили нам бюджет принять вовремя, без серьёзных замечаний со стороны исполнительных органов власти.

Надо отметить, что бюджет – достаточно гибкий документ. Постоянно возникают ситуации дополнительного распределения сэкономленных средств, незапланированных доходов и поступлений. Мы регулярно рассматриваем добавления и изменения в него.

Отмечу высокую компетентность наших специалистов, способных оперативно и грамотно решать финансовые вопросы. Также подчеркну, что каждое изменение в законе о бюджете широко обсуждается с задействованием общественных слушаний. В ближайшее время, после уточнения объёмов трансфертов из федерального бюджета, нам предстоит внести изменения в главный финансовый документ региона. Планируется выделить дополнительные ассигнования на функционирование государственной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований края, расширить финансирование региональных государственных программ по развитию рыбохозяйственного комплекса, внутреннего и въездного туризма и аграрного сектора.

Вообще, для бюджетного комитета характерны глубокое и всестороннее рассмотрение входящих в его компетенцию вопросов и внимательное отношение к мнению всех депутатов, вне зависимости от фракционной принадлежности. Обеспечены прозрачность бюджета, максимально широкое его обсуждение с субъектами, которым его статьи адресованы.

Много комитет делает для сохранения высокой деловой активности в крае, повышение инвестиционной привлекательности региона, создание благоприятных условий для развития бизнеса.

Фото: Законодательное собрание Камчатского края

Конструктив в диалоге

– Бюджетный процесс предполагает тесное взаимодействие между исполнительной и представительной ветвями власти. То, что бюджет региона принят без проволочек, и эксперты оценивают его как бюджет развития, говорят о согласованной работе правительства края и Заксобрания. Можно ли этот вывод распространить и на другие направления работы двух ветвей власти?

– Несомненно. «Опыт – сын ошибок трудных» позволил мне давно понять, что конфликт, как правило, деструктивен, он не приносит позитива, а ведёт только к разрушению. Население полуострова невелико, но при этом у нас в избытке проблем и много обязанностей, и тратить время на выяснение отношений, интриги просто непозволительно.

Я отчётливоливо вижу, что высшее должностное лицо края – губернатор, правительство, другие органы исполнительной власти нацелены на взаимодействие. Мы со своей стороны также ориентированы на конструктивный диалог, плотное сотрудничество в интересах жителей региона, его развития.

Унтилова Фото: Законодательное собрание Камчатского края

К сожалению, наша территория знает примеры конфликтов и между ветвями власти, и внутри самого представительного органа, когда вопросы сессии согласовывались в бесплодных спорах по три дня.

Председатели наших постоянных комитетов всегда могут найти ответы на возникающие вопросы у министров. Мы часто практикуем такие формы деятельности, как совместные консультации, участие в работах коллегий и совещаний органов исполнительной власти. Неизменно моё присутствие на аппаратных совещаниях у Владимира Солодова. Я имею возможность озвучить вопросы любой сложности, обозначить своё видение риска на том или ином направлении.

Начиная с сентября, я не знаю случая, чтобы кто-то из правительства отказался обсуждать какую-либо проблему, представляющую взаимный интерес. Это не потому, что мы стремимся демонстрировать внешнюю парадность согласованности, камуфлируя реальное положение дел. Обе ветви власти понимают степень своей ответственности, из чего вытекает их решение к согласованным действиям.

Мне кажется, взаимодействие между правительством и Заксобранием налажено. По такому направлению продолжим двигаться дальше.

– Важнейшей частью работы любого регионального органа представительной власти остаётся постоянная связь с избирателями. Очевидно, что Заксобранием края она налажена. Насколько её результаты влияют на планы работы регионального парламента?

– Депутат – это, как я говорила и в ходе избирательной кампании, и сейчас не устаю повторять, связующее звено между властью любого уровня и человеком. Тесная постоянная связь с жителями края позволяет нам видеть и пробелы в законодательстве, и фиксировать ситуации, когда правовые нормы вроде бы и существуют, но не действуют или работают не в полной мере.

Недавно в Заксобрание обратился многодетный отец. В его семье родился третий ребёнок. Выплаты он должен получать с  момента подачи соответствующего заявления в многофункциональный центр. Такой порядок установлен де-юре, но де-факто между рождением ребёнка и признанием семьи многодетной образуется разрыв в два – три месяца. В этот период родители выплат не получают, и перерасчёт не производится. Речь идёт о достаточно значительных суммах.

Заксобрание, совместно с краевым министерством социального благополучия и семейной политики, приняли решение выяснить причину возникновения задержек с выплатами. То ли документооборот даёт задержку, то ли на уровне МФЦ происходит торможение, то ли ждут заседания комиссии, поскольку её невозможно созывать еженедельно. Причину найдём и устраним.

Фото: Законодательное собрание Камчатского края

Встреч с избирателями у нас проходит много. Одним из направлений такой работы являются совместные с органами исполнительной власти командировки в районы края. Накануне нового года глава комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности Оксана Герасимова совместно с заместителем председателя правительства края Романом Василевским и министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Вячеславом Чернышом побывали в Быстринском и Мильковском районах. Изучались вопросы эффективности предусмотренных для аграриев субсидий и дотаций.

Встречи с избирателями мы используем и для правового информирования населения. Часто люди не знают своих прав, плохо представляют механизмы решения проблем, с которыми столкнулись. Мы стараемся ликвидировать эти пробелы.

В наступившем году планируем проводить встречи депутатского корпуса по округам. В ближайшее время охватим краевой центр, побываем в Елизовском, Мильковском, Усть-Большерецком и Усть-Камчатском районах. Ближе к лету постараемся охватить Корякию. Во встречах примут участие, кроме депутатов от округов, и руководители постоянных комитетов.

Под особым прицелом

– Ирина Леонидовна, выступая на открытии Моисеевских чтений, вы говорили о необходимости усиления парламентского контроля реализации национальных проектов и государственных программ. На мой взгляд, весьма актуальная задача. Как мне кажется, в плоскости её решения находится и недавнее наделение счётной палаты региона полномочиями контроля государственных внутренних и внешних заимствований региона. Надо ли полагать, что Законодательное собрание предыдущего созыва не уделяло этим вопросам того внимания, которого настоятельно требует современный этап государственного строительства?

– У вас сложилось неверное впечатление. Полномочия счётной палаты приведены в соответствие с действующим российским законодательством. Теперь контроль государственного долга, хода реализации национальных проектов не её право, а обязанность.

Контрольно-счётная палата края – серьёзный, эффективно работающий финансовый инструмент. И в прошлом созыве она добивалась высоких результатов. Благодаря её действиям на упреждение правительству региона удалось избежать значительных финансовых рисков.

Сейчас КСП начинает реализацию обширного плана этого года. В ближайшей перспективе предстоит проверить ход реконструкции Корякской школы искусств имени Кабалевского, которая ремонтируется почти семь лет. Пора уже этот долгострой завершать. Сейчас аудиторы контрольно-счётной палаты рассматривают вопросы, связанные с ремонтом и строительством автомобильных дорог.

Если говорить о парламентском контроле национальных программ, то он действует с момента начала их реализации на территории края. Для этого создавалась группа, в которую вошли все председатели комитетов. Ежемесячно депутаты собирались, анализировали ход реализации того или иного проекта. Ситуация требовала их вмешательства часто. Например, при возведении физкультурно-оздоровительного комплекса «Водник» не предусматривалось благоустройство окружающей территории. Благодаря депутатскому реагированию этот вопрос удалось решить. Территория вокруг ФОКа благоустроена.

Контролировался ход реализации ряда объектов в сфере образования и здравоохранения. Но, как известно, предела совершенству нет. Депутатский контроль национальных проектов и государственных программ предстоит усиливать. Мы вплотную приближаемся к 2024 году, когда наступает время подводить результаты. К депутатскому контролю мы активно привлекаем население. У нас при каждом комитете создан общественный совет в составе 7 – 9 человек. В советы вошли, как я смогла убедиться, заинтересованные неравнодушные люди, способные успешно решать возложенные на них задачи.

Под особый прицел депутатского контроля мы возьмём национальные проекты, связанные со строительством социальной инфраструктуры в широком её понимании, формирование комфортной городской среды. Именно они призваны создать условия жизни, достойные человека XXI века.

– Не сочтите за комплимент, Ирина Леонидовна, но баллотируйся вы по моему избирательному участку, проголосовал бы за вас безальтернативно, понимая искусственность вброшенного в медийную среду накануне голосования, так называемого, компромата. Есть ли у вас желание что-либо сказать тем, кто тиражировал слухи и сплетни?

– Придётся ещё раз вспомнить Уинстона Черчилля. «Вы никогда не дойдёте до места назначения, если будете швырять камни в каждую лающую собаку», – сказал он. Этим советом публичным политикам руководствоваться приходится часто.

Люди, которые меня на Камчатке знают, мнением которых я дорожу, а таких много, я живу на полуострове с октября 1959 года, слухам не поверили. Мой значительный опыт руководящей работы давно привёл меня к пониманию, что человек во власти находится под пристальным вниманием общественности, и не всегда такой взгляд беспристрастен. Ещё с тех времен, когда я работала директором школы, держу себя в форме, не позволяя даже мусорное ведро в халате вынести. Я по очень придирчивой шкале оцениваю собственные поступки, дела и поведение близких мне людей.

Да, я допускаю ошибки, потому что мне, как и всякому человеку в известных обстоятельствах, «не дано предугадать, чем слово наше отзовётся». Хотя эти ошибки и не носят критического характера, я нахожу силу их признавать. Но те слухи, которые распространяли, ничего не имеют общего с действительностью. Повторюсь, кто меня знает – в них не верит. Те, кто судит обо мне по негативу в социальных сетях, со своим мнением не расстанется. Мои попытки оправдаться у этой категории наших земляков ничего, кроме злорадства, не вызовут. Но я открыта к диалогу, приходите, познакомимся…

В заключение беседы Ирина Унтилова отметила, что считает одной из важнейших характеристик деятельности Законодательного собрания края её максимальную прозрачность. Поэтому она намерена регулярно рассказывать о работе краевого парламента.

Владимир СЛАБУКА

СПРАВКА
Ирина Унтилова родилась 3 декабря 1957 года в городе Шумерля Чувашской республики. Закончила Камчатский государственный педагогический институт; Российский государственный педагогический университет им. Герцена; Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. Трудилась на различных должностях в органах ВЛКСМ и КПСС Камчатской области, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором средней школы № 24 Петропавловска-Камчатского. С 2011 по 2014 годы – заместитель председателя правительства, затем по 2020 – первый вице-губернатор Камчатского края. 13 октября 2021 года избрана председателем Законодательного собрания.