Владимир Солодов убедительно выиграл выборы и 21 сентября официально вступил в должность губернатора. Когда ждать изменений к лучшему в жизни камчатцев, и что необходимо для этого сделать, новый глава региона рассказал в интервью «АиФ-Камчатка».
Не ожидал такой поддержки
kamchatka.aif.ru: Какие эмоции вы почувствовали после оглашения результатов выборов, чувства? Триумф или опустошение, как после удачной сдачи экзаменов? Или вы полны решимости засучить рукава и действовать активно?
У меня есть чувство глубокой благодарности и признательности моим избирателям за доверие и такую большую поддержку. Она мне была очень нужна, и скажу честно, я не ожидал, что её уровень будет настолько высоким. И это выразилось не только в результатах подсчётов голосов, но и во время итоговых выборных мероприятий.
– А вы чувствовали накануне выборов, что результаты их, в принципе, уже понятны и сюрпризов не будет?
– Я понимал, что меня поддерживает население. И особенно ярко это выразилось во время празднования Дня города, во время массовых мероприятий и концертов, когда люди были готовы подойти ко мне на улице и обнять. Мне это было непривычно, немного неловко и приятно. А результаты выборов, знаете, порой бывают весьма непредсказуемы, поэтому я и следил внимательно за их ходом, и переживал тоже.
– Нужна ли вам сейчас некоторая передышка, перезагрузка, перед тем, как начать активную работу?
– Нужна или нет – не знаю, а есть такое волшебное слово – «надо». И сейчас надо не отдыхать, а сконцентрироваться и работать, прежде всего, по созданию новой команды, утверждению новой структуры Правительства, по выработке конкретных планов по выполнению тех задач, которые мы вместе с жителями во время встреч определили для Камчатки.
– Думаю, для вас не секрет, что многие камчатцы с недоверием относятся к «чужакам», т. н. варягам, в руководстве региона. Вот и про вас говорят, что Камчатка для вас – это как трамплин в карьере, и вы тут ненадолго…
По поводу «варягов» хочу сказать, что если посмотреть на историю края, то можно увидеть, что многие из тех, кто его развивали, не являются уроженцами Камчатки. Вспомните, в 60-80-е годы сюда приезжали специалисты со всей страны и связали свою жизнь с полуостровом. То же самое происходит и сейчас. Это, на самом деле, повод для оптимизма – что есть сильные профессионалы из других регионов, которые хотят «поднять» Камчатку. И в перспективе мы будем приветствовать приезд таких специалистов в край.
Без волшебной палочки
– Осознаете ли вы, что камчатцы дали вам огромный кредит доверия? Люди устали от того, что происходит в нашем крае: от безответственности и бесхозяйственности, и смотрят на вас с надеждой на лучшее. Камчатцы заслужили того, чтобы в таких сложных природных условиях жить достойно…
– Конечно, осознаю. И очень ценно, что люди поверили мне и моей команде, что мы изменим жизнь к лучшему. Но это и серьёзный груз ответственности.
Да, на самом деле, жители края заслуживают достойных условий жизни и труда. Сравнивать Камчатку с другими регионами страны – это дело неблагодарное, здесь тоже есть много своих плюсов. Другое дело, что предстоит многое сделать. Я очень хорошо осознаю и чувствую запрос камчатцев на изменение жизни к лучшему. Единственная здесь опасность – формирование неоправданных ожиданий. В своей предвыборной кампании я старался избегать этого.
У нас в бедственном состоянии здравоохранение! И главным своим достижением считаю то, что я смог добиться возобновления строительства краевой больницы. Уже можно говорить точно, потому что по итогам визита на Камчатку премьер-министр Михаил Мишустин доложил об этом Президенту Владимиру Путину и не просто пообещал, а взял под свою ответственность и контроль. И больница будет построена. Но это тоже только один шаг. Надо всю систему менять: мышление врачей, принципы маршрутизации и т. д. Это те направления, по которым требуется кропотливая работа в течение нескольких лет. Первые серьёзные результаты, думаю, мы увидим по истечении лет трёх. Более масштабные – через пять лет.
Не сможем за раз решить проблему и дороговизны авиабилетов на Камчатке, особенно в пик перевозок. Мы будем стараться, но всё это случится не сразу. К сожалению, у губернатора нет волшебной палочки, по мановению которой происходят чудеса. Каждый вопрос требует кропотливой и планомерной работы.
Город для жизни
– Столица любого региона отражает все проблемы, ему присущие. К примеру, жилой фонд Петропавловска, который обновляется крайне медленными темпами, жуткие фасады сейсмоукреплённых домов, которые было проще снести, рассказывает о проблемах в строительной отрасли… А, кстати, какое место в ваших планах отведено столице Камчатки?
Я верю, что на Камчатке возможно развитие индивидуального жилья. К этому располагает сама природа, пространства, неплохая транспортная сеть и количество жителей… Сейсмика удорожает строительство многоэтажных зданий, но не удорожает возведение одноэтажных домов. Значит, надо строить индивидуальное жильё. Однако нужен градостроительный план, видение развития и движения города.
– Подходим к вопросу о проведённом конкурсе на должность главного архитектора Камчатки. 65 кандидатов было, и никого не выбрали. Будет ли он у нас вообще?
– Главный архитектор – должность непростая, к примеру, на Сахалине тоже его нет. Конкурс я не считаю неудачным, ведь в нём принимали участие люди со всей страны, и по его итогам выявлены интересные специалисты, сформирована команда Центра компетенции по городской среде, который будем усиливать в структуре нового правительства.
Интересные результаты и других прошедших конкурсов, например, на должность руководителя парка «Вулканы Камчатки», а также – руководителя Агентства по туризму, которой стала наша землячка Наталья Максименко, чью кандидатуру независимое конкурсное жюри определило как лучшую, рассмотрев несколько десятков соискателей со всей России.
Программу определили жители
– Расскажите про ваши планы. Чем вы продолжите вашу работу, которую начали до выборов?
– Самое главное сейчас – это чётко сформулировать цели и алгоритмы их достижения. Сейчас до конца года вижу главной задачей разработку стратегии развития Камчатского края. На этапе избирательной кампании вместе с жителями мы определили народную программу, где были заданы векторы деятельности, а теперь это должно быть оформлено в рабочий инструмент с цифрами, выкладками и т. д.
Основные проблемы, которые предстоит решать, – это дороговизна жизни, здравоохранение и благоустройство наших городов и посёлков. А всё это суммируется в основную главную задачу – сделать так, чтобы молодёжь перестала уезжать с полуострова и возвращалась обратно после окончания вузов. В моём понимании, когда лучшие выпускники школ и вузов перестанут покидать Камчатку, когда сюда будут приезжать лучшие специалисты, будет решена проблема региона, о которой говорят демографы – отток населения.
Мне кажется, что о населении надо говорить не с точки зрения количества, а качества. Надо сделать так, чтобы молодые люди, выпускники вузов и специалисты, хотели жить на Камчатке и в команде таких же, как они, заниматься экологией, наукой, искусством, производством, реализовывать свои способности и амбициозные планы, а также – заводить здесь семьи и растить детей. И чтобы всё это обеспечить, качество жизни на Камчатке, понятно, должно быть на уровне и составлять конкуренцию другим регионам страны.
– В последние полгода в наш край было много финансовых вливаний из центра. Мы понимаем, что там шли навстречу вашим просьбам. Не иссякнет ли сейчас этот денежный поток?
– Надо понимать, что страна в целом сейчас находится в сложном финансовом положении, и рассчитывать на большое поступление бюджетных средств не всегда можно. Мы находимся, так сказать, в сдержанном бюджетном положении в Российской Федерации. И здесь нам нужно навёрстывать то, чего не делалось в прошлые годы, а именно – встраиваться в федеральные программы, объём которых, на самом деле, большой, и они будут продолжаться. Это и аварийное жильё, и вопросы энергетики, в том числе газификация полуострова, решение вопросов с коммунальным хозяйством.
Одновременно нам необходимо искать и внутренние резервы. Во-первых, рачительное использование каждого бюджетного рубля. Некоторые расходы бюджетных средств мне не кажутся разумными, к примеру, той же системы энерготопливного комплекса, безумно обветшавшего, неэффективного жилищно-коммунального хозяйства, а также не всегда логичные вопросы ценообразования в строительстве, в том числе в логистике доставки стройматериалов. Во-вторых, нам надо наращивать собственные доходы. Да, здесь не всё зависит от нас, но и на нашем уровне надо сконцентрированно работать в сторону самообеспечения. По всем этим вопросам будем двигаться, в сторону улучшения жизни камчатцев, не забывая про Севера, отдалённые посёлки и военные городки.
Надежды Севера
– Кстати, о Северах. Вы успели побывать в наших отдалённых районах и, наверное, увидели, что ситуация во многих посёлках патовая…
– Не соглашусь! Самое главное, что я вижу, и что вселяет в меня оптимизм – практически нигде там нет безнадёжности. Я был в северных посёлках не только на Камчатке, и положение в них по всей стране тяжёлое. Отличие камчатского Севера в том, что почти в каждом поселении есть понимание, в каком направлении им развиваться. Где-то – это дорога и перспективы транспортного сообщения, как, например, в Палане, где дорога на Тигиль тут же даёт возможности развития туризма и энергетики через добычу местного угля. Где-то – это туризм, как в Эссо, Анавгае и посёлках по мильковской трассе, которую в следующем году заасфальтируют окончательно, и турпоток по ней возрастёт кратно, что повлечёт увеличение рабочих мест в индустрии гостеприимства. Где-то – добыча рыбы и биоресурсов, которая даст толчок развитию прибрежным рыбацким посёлкам. В Мильковском и Елизовском районах – это сельское хозяйство.
Повторюсь, нигде я не встречал состояния безвыходности. Да, проблем много. Но нам нужно в масштабе края делать ставку сейчас на экономическое развитие, а в следующем этапе – на благоустройство. Тот же самый пятилетний план принять в масштабах каждого посёлка.
Как самая яркая иллюстрация – наши прибрежные посёлки, состояние которых часто внушает ужас. А там формируется огромное экономическое богатство в виде водных биоресурсов и рыбы. И задача на 5 лет – как будут выглядеть Крутогорово, Соболево, Устьевое, Октябрьский, Озерновский по истечении этого периода? Что сделает местная власть, краевой бюджет, крупные предприниматели, и на что будем просить федеральные деньги? Всё это свести в единую картину и жителям рассказать, каким мы видим посёлок через пять лет, и как будут поделены зоны ответственности. Это реально.
«Туризм должен быть экологичным»
– Много вопросов возникает у жителей Камчатки по поводу нового туристического парка «Три вулкана». Не пойдёт ли его строительство в разрез с экологией нашего региона?
Развитие инфраструктуры, повторюсь, поможет сохранить природу. В том районе, где будет новый парк, частному инвестору будет вменено в обязанность – ввести должности природоохранных инспекторов, которых сейчас там нет. Парк «Три вулкана» – это яркий пример экологичного туризма, и он позволит путешествовать комфортно и самим камчатцам, потому что по хорошей дороге позволит доехать буквально за пару-тройку часов до Мутновского вулкана. Плюс будут устроены пешеходные тропы. И прибавьте сюда увеличение рабочих мест в сфере гостеприимства. Первые инфраструктурные изменения появятся в течение трёх лет.
«Развивать Камчатку вместе»
– Как у вас складываются взаимоотношения с крупными предпринимателями Камчатки?
– Для меня важен диалог с бизнес-кругами – как с теми, кто базируется на полуострове, так и с теми, кто инвестирует в Камчатку. Самые крупные проекты, безусловно, находятся под моим личным контролем и кураторством, такие, как парк «Три вулкана», строительство аэропорта или реализация проектов по развитию портовой инфраструктуры. Мы регулярно встречаемся с представителями базовых отраслей, в том числе с рыбохозяйственниками. Могу сказать, что отношения носят конструктивный характер. Я стараюсь вникать в проблемы, которые волнуют предпринимателей, отстаиваю их интересы, что касается федерального законодательства, в том числе по рыбохозяйственной деятельности. Одновременно я вижу ответные шаги с их стороны. К примеру, совместный наш проект «Доступная рыба», какие-то более мелкие дела, и я признателен за нашу такую конструктивную работу.
– Вы очень открытый человек, постоянно присутствуете в соцсетях. Это с одной стороны хорошо, с другой – не очень, ведь, помимо позитивных отзывов, есть много и негативных комментариев к вашим публикациям. Как вы на это реагируете?
Скажу честно, сейчас я физически не успеваю отвечать на все сообщения, которых каждый день приходит до нескольких сотен в день на мою личную страницу. Чтобы обращения не терялись, призываю жителей писать на специально созданный ресурс «Камчатка в порядке», где команда специалистов Правительства отрабатывает каждое сообщение.
– И последний вопрос. Как ваш сынок? Как ваши родители – переживали за вас?
– Сын растёт, агукает, пытается общаться. Родители, конечно, волновались за меня. Период для меня был очень напряжённый, и очень мало времени оставалось на общение с семьей. Надеюсь, что сейчас его будет больше, когда приведу режим в более размеренно-рабочий.