На появление нового порта на Камчатке может повлиять судоходство в Арктике

Сделан еще один шаг на пути превращения СМП в международную транспортную артерию, работа которой окажет влияние на Камчатку, сообщает "АиФ - Камчатка" со ссылкой на  

   
   

В число трех приоритетных направлений российско-китайского стратегического партнерства Владимир Путин, делая заявление для прессы по итогам встречи с председателем КНР Си Цзиньпином, включил транспортно-логистическую сферу. Президент РФ отметил, что речь идет об интенсивном задействовании потенциалов «Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, Северного морского пути, многополосных трансазиатских дорог». Российский лидер особо подчеркнул, что стороны намерены совместно гарантировать стабильное функционирование транспортных магистралей «повышать эффективность перевозок грузов и пассажиров».

В ходе двухдневных переговоров президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, проходивших в Москве, тема трансарктической логистики, Северного морского пути поднималась неоднократно. Стороны выразили готовность сформировать совместный рабочий орган по развитию СМП.

Арктическое побережье России Фото: АО «Корпорация развития Камчатки»

Заинтересованность Китая в стратегической эксплуатации преимуществ трансполярного сообщения с Европой – очевидна и объяснима.

«Пристальное внимание ведущей экономики мира к транспортной артерии, проходящей вдоль полярных областей России, базируется не только на географических соображениях. Арктика сокращает путь из северо-восточного Китая до большинства крупнейших портов Старого света, в сравнении с традиционным маршрутом через Суэцкий канал, на 30 – 40 процентов. Другая причина интереса, возможно, даже превалирующая, объясняется тем, что китайский лидер в итоговом заявлении сформулировал как стремление стран-партнеров обеспечить «бесперебойность трансграничной логистики и перевозок», – считает первый заместитель генерального директора Корпорации развития Камчатки Марк Балясный.

Маршрут через Суэцкий канал в условиях формирования многополярного мира в силу потенциальных рисков таит определенные угрозы «бесперебойности производственно-поставочных цепочек», о необходимости достижения которой председатель КНР также говорил в итоговом заявлении. Северный морской путь непрерывную логистику гарантирует, несмотря на известные трудности, связанные с природными и навигационными особенностями СМП.

Арктическое побережье России Фото: АО «Корпорация развития Камчатки»

Долгое время считалось, что круглогодичное судоходство в Арктике из-за плотных ледовых полей относится к разряду фантастических допущений. Сегодня уже не возникает сомнений в скором переходе в полярных морях к всесезонной коммерческой навигации. Её возможность доказали успешные тестовые проводки танкеров ПАО «НОВАТЭК» в середине зимы 2020 – 2021 годов в наиболее сложном по типу ледовых условий  восточном секторе СМП. Всесезонную навигацию в качестве одной из  основных целей фиксирует и комплексный план развития Северного морского пути. Он рассчитан до 2035 года, объём   совокупного  финансирования его программ составляет 1,8 триллиона рублей.

   
   

Комплексный план развития СМП  предусматривает строительство 10 мощных ледоколов, более 140 судов высокого ледового класса и судов обеспечения, формирование систем навигационной безопасности, береговой инфраструктуры. Разрабатывают проекты, связанные с морской полярной логистикой, и некоторые частные российские компании.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отмечает, что при условии подключения Китая к выполнению программ, формирующих в высоких широтах вблизи российских берегов международную транспортную артерию, верфи КНР могут взять на себя реализацию значительной части судостроительного сегмента комплексного плана. Для этого наши южные партнеры имеют необходимые технологии, опыт и мощности. Китайские судостроительные компании на сегодняшний день уже занимают 60 процентов профильного мирового рынка.

Алексей Чекунков также видит отчетливые перспективы участия бизнеса из КНР в формировании для Северного морского пути и прилегающих к нему акваторий береговой инфраструктуры, в том числе портов. Министр справедливо считает, что способствовать решению этой задачи смогут созданные на Дальнем Востоке и в Арктике территории опережающего развития. Они предоставляют бизнесу, включая зарубежных инвесторов, значительную линейку преференций, охватывающих, наряду с другими направлениями, таможенную сферу.

«В рамках формирования инфраструктуры, обслуживающей полярную логистику, может возникнуть необходимость строительства порта для перевалки контейнерных грузов в одной из незамерзающих бухт восточного побережья Камчатки, – рассказал Марк Балясный. – Во всяком случае, на такое решение выводит разработанная КРКК концепция челночных перевозок по Северному морскому пути. Она предполагает использование в полярных водах судов усиленного ледового класса категории от Arc7 и выше с последующей перевалкой транспортируемых ими грузов в портах с незамерзающей акваторией на суда, предназначенные для плавания в умеренных и тропических водах. Концепция уже взята на вооружение ПАО «НОВАТЭК». Его дочерняя компания – ООО «Арктическая перевалка» ведет строительство в бухте Бечевинской морского перегрузочного комплекса добытого в российской Арктике сжиженного природного газа. Стивидорские операции там планируют начать в конце текущего года».

Основным получателем перегружаемого в бухте Бечевинской СПГ станет Китай. Мощность создаваемого на Камчатке терминала составляет около 20 миллионов тонн сжиженного газа в год. Планы энергетического сотрудничества РФ и КНР, которые озвучил Владимир Путин во время визита Си Цзиньпиня в Москву, предполагают к 2030 году увеличить поставки СПГ только китайским потребителям до 100 миллионов тонн. Следовательно, можно предположить, что ПАО «НОВАТЭК» придется наращивать перегрузочные мощности на Камчатке.

Активный интерес к арктической логистике в минувшие годы активно проявляли судовые компании и грузоперевозчики из Южной Кореи и Японии. Навязанные им Соединенными Штатами санкции в отношении России заставили Сеул и Токио свернуть планы, касающиеся участия в развитии Северного морского пути. Неизбежно возвращение в деловую повестку бизнеса Южной Кореи и Японии интереса к полярной логистике, но прошедшие годы, скорее всего, окажутся для них временем упущенных возможностей, которые не удастся компенсировать.

Внести свою лепту в развитие СМП намерен и ближайший союзник России – Республика Беларусь. В феврале текущего года её лидер Александр Лукашенко заявил, что РБ начинает строительство вблизи Мурманска терминала для транспортировки в страны АТР по Северному морскому пути минеральных удобрений. В российском регионе подтвердили, что белорусским партнерам на берегу Кольского залива выделен земельный участок для строительства порта. Александр Лукашенко тогда же заявил, что через новый терминал Минск также намерен поставлять свои товары в регионы ДФО.

Развитие Северного морского пути, превращение его в активно действующую транспортную артерию, формирование инфраструктуры, обслуживающей полярную логистику,  откроет перед экономикой, социальной сферой и бизнесом Камчатки горизонты развития, в том числе в сфере круизного туризма, которых при других условиях край мог бы достигнуть лишь через десятилетия.