Самолёт «падал» два раза. Хроника авиапроисшествий на Камчатке в 2023 году

В этом году на Камчатке задерживали и отменяли рейсы, топило аэропорты и многое другое. © / АиФ

В этом году на Камчатке произошла одна авиакатастрофа, унёсшая жизни двух человек. Кроме того, произошли несколько авиационных происшествий, которые заставили изрядно понервничать и пассажиров, и членов экипажа. Как это было, вспоминаем в материале «АиФ-Камчатка».

   
   

Потерпел крушение

Ночью 5 июля в акватории Авачинского залива во время учебно-тренировочного полёта потерпел крушение истребитель МиГ-31. Самолёт совершал полёт без боекомплекта. Экипаж состоял из двух человек: 26-летнего командира Михаила Богатского и 41-летнего штурмана Романа Бастрыкина. В поисках пропавшего с радаров самолёта были задействованы поисково-спасательные силы ТОФ и военные корабли.

«Сейчас сложно сказать, что произошло, однако, из той информации, что у меня есть, я склоняюсь к выводу, что речь идёт о технической неисправности воздушного судна. Тем более, что метеоусловия в районе предполагаемого падения были лётными, да и никто не дал бы разрешение на проведение учебных полётов, если бы погода не позволяла их совершить», - сообщил тогда «АиФ-Камчатка» источник.

После инцидента в предполагаемом месте авиакатастрофы нашли масляные пятна, обрывки парашютов и одежды пилотов, позже обнаружили и обломки истребителя.

Эксперты не исключают, что самолёт взорвался при ударе о воду. Военные следователи устанавливают причину крушения борта. На экспертизу направлено топливо, которым заправили истребитель.

Экипаж Миг-31. Фото: Из архива

Потрясающий полёт

Пассажиры авиарейса, следовавшего из Петропавловска в Москву, испугались, когда попали в зону сильной турбулентности. Жители региона сняли видео на борту самолёта и прислали эти кадры в редакцию.

На видеозаписи видно, что самолёт трясёт из стороны в сторону, пассажиры при этом остаются сидеть на своих местах, но некоторые сильно кричат и паникуют. По словам очевидцев, самолёт «падал» два раза. Одна из женщин во время «болтанки» получила травмы.

   
   

Авиаинцидент произошёл 24 ноября. Как позже прокомментировали в компании «Аэрофлот», борт попал в зону турбулентности ясного неба. Её невозможно спрогнозировать из-за особенностей этого природного явления. Именно поэтому в целях безопасности пассажирам рекомендуется на протяжении всего полёта находиться с застёгнутыми ремнями. В компании-перевозчике подчеркнули, что экипаж в сложившейся ситуации действовал слаженно и профессионально. Командир быстро вывел воздушное судно из опасной зоны, было включено табло «Пристегните ремни/seat belts», экипаж довёл эту информацию до пассажиров.

«Не долетая до Москвы пары часов, самолёт стало болтать из стороны  в сторону. Два раза тряхнуло где-то по минуте. Сколько раз я в своей жизни летал, с подобным столкнулся, наверное, раз второй. Паника началась среди пассажиров в хвосте, похоже, и видео оттуда, которое разлетелось по соцсетям всей страны, их особенно там болтало. Хотя кто-то сидел и молчал, а кто-то находился в возбуждённом состоянии», – рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка» глава краевого Минздрава Александр Гашков, который также летел в столицу этим рейсом.

Одна из женщин во время полёта отстегнула ремень, встала с кресла и потеряла равновесие. Пассажирка упала, ударилась затылком и получила рвано-ушибленную рану. К счастью, бортпроводникам не пришлось долго искать медика на борту.

«В хвосте самолёта сидела женщина около 55 лет. Голова и одежда были перепачканы кровью. Я спросил у неё, что случилось. Она рассказала, что встала выпить таблетки, потянулась за багажом, тряхнуло самолёт, она не удержалась, упала и ударилась головой о ручку кресла», – говорит министр здравоохранения.

Стюардессы приложили лёд к затылку пострадавшей. Принесли министру аптечку.

«Простую, в которой не было того, что надо. В итоге принесли металлический чемоданчик с укладкой для медика», – поделился Александр Васильевич.

Он осмотрел рану, остановил кровотечение, поговорил с пассажиркой, чтобы понять её психологическое состояние, проверил, нет ли онемения, дрожания и прочих неврологических моментов.

«Самая большая проблема в таких ранах, что может попасть волосяной покров и занести инфекцию. У женщины была рвано-ушибленная рана затылочной области. Наложил септическую повязку. Ещё пару раз подходил к ней, пока летели», – сказал министр.

Но на этом история с пострадавшими не закончилась. Только Александр Гашков вернулся на своё место в салоне, опять потребовалась его помощь.

«Молодая женщина испугалась сильно. Девчонка бледная, в холодном поту, её мама в слезах. Когда подходил, мама ободрилась, воскликнула: «О, целый министр сейчас тобой будет заниматься». Подошёл, посидел, поговорил. Есть несколько методик. Например, разбираем страх, чего боится человек на самом деле. В общем, нашёл, какие слова сказать. Девушка успокоилась».

Александр Гашков по специализации врач-педиатр. В ситуации, когда пришлось прийти на помощь пассажирам, оказывается не в первый раз. Будучи главврачом, помогал людям, пострадавшим в вертолётах.

«Одна из принципиальных вещей – это азы оказания первой помощи. Когда-то этому обучали в школах, сейчас про это забыли», – сказал чиновник.

Сдвиг ветра и проблемы с двигателем

В декабре в крае произошло сразу два инцидента с участием самолётов Як-40.

Так, 15 декабря в аэропорту посёлка Оссора Карагинского района после посадки  ЯК-40 при пробеге по взлётно-посадочной полосе произошёл мощный боковой порыв ветра (сдвиг ветра). Из-за этого самолёт выкатился на боковую полосу безопасности. Быстрая реакция пилотов помогла избежать серьёзных последствий: самолёт, на борту которого находились медики, никаких повреждений не получил. Борт выполнял санитарный рейс совместно с Центром медицины катастроф. После инцидента переднюю стойку шасси осовободили от снега,  и воздушное судно смогло самостоятельно вырулить на место стоянки.

В этот же день инцидентов заинтересовались следователи, которые начали доследственную проверку по факту нарушения требований в области транспортной безопасности. 

«Следователями следственного управления проводится комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств произошедшего. По результатам проверки будет принято процессуальное решение», - сообщили в Восточном межрегиональном СУТ СК России.

Спустя несколько дней, 19 декабря, из-за проблем с двигателем в аэропорт Петропавловска вернулся самолёт Як-40, выполнявший рейс в Магадан.

Самолёт вернулся в аэропорт вылета примерно через 15 минут после взлёта. Сообщалось, что такое решение экипаж принял из-за проблем с двигателем: на приборной панели замигала лампочка, которая говорит о работе двигателя. Посадка была выполнена в штатном режиме, самолёт также повреждений не получил. На борту находились 24 пассажира и пять членов экипажа, пострадавших не было. Пассажиры вылетели в Магадан другим рейсом.

По данному факту также начала проверку транспортна прокуратура.