Миллионы в рюкзаке. Как гендиректор «Ротека» попался на взятке на Камчатке

Гендиректор "Ротека" решил не устранять нарушения в строящемся аэропорту. © / www.globallookpress.com

25 июля профессиональный праздник отмечают сотрудники органов следствия России.

   
   

Камчатский следственный отдел на транспорте является структурной единицей Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК Российской Федерации. Накануне праздника мы встретились с его руководителем –  подполковником юстиции Станиславом Мацкевичем. Он рассказал о происшествиях, случившихся на объектах воздушного и водного транспорта на территории региона в этом году, а также о самых резонансных преступлениях.

«3 миллиона причин закончить стройку»

В феврале этого года суд вынес обвинительный приговор генеральному директору компании «Ротек», выполнявшей работы по реконструкции главного аэропорта Камчатки. На даче взятки должностным лицам он попался в октябре 2023 года. Расследованием резонансного коррупционного уголовного дела занимались сотрудники Камчатского следственного отдела на транспорте.

В сентябре прошлого года подрядчик сообщил, что готов полностью сдать объект в эксплуатацию. Для этого в аэропорт приехали госинспекторы Ростехнадзора и работники организации, осуществляющей строительный контроль, которые, осмотрев объект, выявили целый ряд существенных нареканий и недоработок. Понимая, что устранить нарушения не успевает, гендиректор решил уладить вопрос другим путём.

Утром 5 октября он с рюкзаком, в котором находились 4 млн рублей, пришёл в номер одного из отелей краевого центра, чтобы лично передать взятку главному госинспектору Ростехнадзора. Он рассчитывал, что за 3 млн рублей должностное лицо скроет выявленные нарушения обязательных требований проектной документации, которые препятствовали сдаче объекта заказчику и вводу его в эксплуатацию. Деньги гендиректор протягивал с фразой «не восприми это как грубость, а от чистого сердца». Изначально планировалось передать 3 млн рублей, но в ходе «операции» гендир решил добавить для верности ещё один миллион, который взял с собой с запасом. К тому же часть этих денег нужно было передать второму инспектору, который уже улетел на материк, и гендиректор не мог сделать это лично. Он рассчитывал, что главный госинспектор сам распределит доли взятки, но в итоге решил, что инспектор заберёт 3 млн, а оставшуюся часть передаст коллеге, который также должен был подписать необходимые акты.   

При общении руководитель «Ротека» часто упоминал, что объект стратегический и вопрос его постройки обсуждается на высоком федеральном уровне, козырял фамилиями высоких должностных лиц государства, которые должны были прилететь на приёмку аэропорта. Гендиректор открыто намекал на взятку, говоря: «У меня есть 3 миллиона причин закончить стройку, чтобы всем было хорошо».

К большому сожалению гендиректора, «хорошо» всем не стало, так как инспектор сразу после его ухода передал деньги сотрудникам ФСБ. А ничего не подозревающий злоумышленник отправился в отель Елизова, где также лично передал взятку в 2 млн рублей сотруднику ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» за снятие с контроля восьми неисполненных предписаний об устранении выявленных нарушений.

   
   

Вечером этого же дня, думая, что уладил все проблемы, гендиректор встретился с инспектором в ресторане «Камбала», где мужчины ужинали и употребляли горячительные напитки. Начальник «Ротека» явно отмечал победу, потому что обрадовал жену по телефону, рассказав, что передал всем деньги. При этом он отметил, что взяткополучатели «ломались, как тёлки».

В итоге 45-летний гендиректор, торопившийся сдать объект, не только лишился должности, репутации, но и должен выплатить 4 млн рублей штрафа. Кроме того, «Ротек» оштрафован на 11 и 20 млн рублей по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица, в том числе в крупном размере).

«Расслабились» до поножовщины

Ежегодно пополняют печальную статистику и уголовные дела, связанные с происшествиями, случившимися на судах рыбопромыслового и транспортного флота. Чаще всего причиной травм и несчастных случаев является нарушение техники безопасности и недобросовестное отношение должностных лиц к соблюдению требований охраны труда. Но зачастую причиной чрезвычайных происшествий, а то и настоящих трагедий, является злоупотребление горячительными напитками.

Именно такое ЧП произошло на катере, принадлежащем компании «Западный берег», в августе 2023 года. Маломерное судно находилось в устье реки Колпакова Соболевского района, пережидая непогоду. А так как шторм прогнозировали на 3-4 дня, все члены экипажа – четыре человека – решили расслабиться. Совместное распитие алкоголя привело к ссоре. В результате матрос 1987 года рождения избил коллегу, сломав ему нос и причинив другие травмы. Затем он же нанёс несколько ножевых ранений в спину и живот пьяному капитану катера. Пострадавших доставили в Соболевскую районную больницу. Капитана удалось спасти, а матрос, получивший травму носа, скончался через сутки от кровопотери.

По словам злоумышленника, проработавшего на катере чуть больше месяца, убитый им коллега и раненый капитан в ходе возникавших по рабочим моментам споров унижали его и нецензурно обращались. Пытаясь оправдаться, матрос заявил, что в день рокового конфликта капитан сам без предупреждения набросился на него с ножом, и в результате потасовки нож случайно оказался у нападавшего в животе. Якобы после этого злоумышленник покинул судно и смертельный удар в нос коллеге не наносил. Однако вина матроса была доказана, в начале июля этого года суд приговорил 37-летнего жителя Приморья к 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Также удовлетворён гражданский иск матери погибшего о взыскании морального вреда на сумму 3 млн рублей. К слову, у погибшего матроса несколько лет назад от онкологии скончалась жена, и теперь их дочь осталась сиротой. Девочка живёт с бабушкой.

Не могла дышать, захлёбывалась

Немалый пласт расследуемых дел связан с оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. Нередко жертвами становятся туристы, приезжающие на полуостров в поисках острых ощущений.

Сейчас следователи проводят проверку по факту происшествия на реке Быстрой, где днём 5 июля перевернулся рафт. Туристам – семейной паре, на которых были спасжилеты, удалось выбраться на берег. Гида же унесло вниз по течению. Его поиски до сих пор продолжаются. При этом, по сообщениям спасателей, сплав по рекам Камчатки в начале июля был крайне опасен из-за высокого уровня воды в водоёмах.

Также завершается расследование дела по ч. 1 ст. 238 УК РФ в отношении командира воздушного судна. Паралёт с инструктором и туристкой упал в Тихий океан в августе прошлого года.

28-летняя девушка приехала на полуостров в отпуск и решила полетать над живописным берегом Халактырского пляжа. Однако паралёт упал в воду недалеко от берега, пассажирку с головой стало накрывать волнами, она не могла дышать, захлёбывалась, при этом у девушки не получалось выбраться, так как она была пристёгнута ремнём безопасности. В этот раз обошлось без трагедии, все выжили. Но так бывает не всегда…

«На Камчатке активно развивается туризм, но безопасность оказания услуг, к сожалению, соблюдается не всеми. Нормативная база не всегда оперативно может отрегулировать всё новые появляющиеся услуги и развлечения. Поэтому людям всё-таки нужно проявлять ответственность за собственную безопасность, отдавая предпочтение, например, официальным вертолётным экскурсиям от фирм, у которых есть сертификат эксплуатанта. Доверяясь частному лицу, не имеющему никаких разрешительных документов на оказание услуг, вы полагаетесь только на их совесть. Повторюсь, лучше и правильнее пользоваться официальными услугами», – подчеркнул Станислав Владимирович.