Человечество продолжает бороться с туберкулёзом и, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за последнее десятилетие удалось спасти порядка 66 миллионов жизней. Однако в 2020 году впервые более чем за 10 лет был отмечен рост числа смертей от заболевания, и виной тому – пандемия COVID-19, которая перечеркнула многие достигнутые успехи.
Какова ситуация с заболеваемостью в крае, какие задачи стоят перед фтизиатрической службой региона рассказал главный врач Камчатского противотуберкулёзного диспансера Андрей ГРОМОВ.
Успехи и паузы
– Андрей Валентинович, удалось ли обеспечить эффективную борьбу с туберкулёзом в условиях «антиковидного» года?
Детская заболеваемость осталась на уровне прошлого года, а это существенный показатель, поскольку дети – как лакмусовая бумажка эпидситуации, они всегда заражаются в тесном семейном контакте. Если детская заболеваемость снижается, то, соответственно, и взрослая имеет все предпосылки к сокращению.
– Всемирный День борьбы с туберкулёзом – это суровая необходимость напомнить о его опасности. Каковы успехи нашей страны и региона в борьбе с инфекцией?
– Только в прошлом году ВОЗ сняла с Российской Федерации титул страны с высоким бременем туберкулёза. До 2020 года Россия входила в двадцатку государств с самыми высокими показателями заболеваемости и за несколько лет вырвались из этого рейтинга и продолжает показывать положительные результаты. И это, если хотите, мировой тренд, который Россия задаёт в борьбе с туберкулёзом. Но по сравнению с благополучными в этом отношении странами заболеваемость в России остаётся высокой! И ещё очень многое предстоит сделать, чтобы приблизиться к благополучной ситуации.
На Камчатке к 2000-м годам заболеваемость туберкулёзом имела наивысшие показатели, на сегодня она сократилась более чем в 2,5 раза, а смертность за 10 лет удалось сократить в четыре раза!
Но нам, конечно, нельзя останавливаться на достигнутых показателях. Туберкулёз – социальная болезнь, и только усилиями медиков с ней не справиться. Необходимо улучшать условия жизни и быта людей, особенно в отдалённых северных посёлках, развивать медицину. Как говорят в научном сообществе, туберкулёз нельзя искоренить полностью, но с ним нужно уметь «договариваться».
Сохранить достижения
– Благодаря каким мерам на Камчатке удалось в разы снизить заболеваемость и смертность?
– В регионе создана и стабильно работает фтизиатрическая служба, в каждом районе края трудятся квалифицированные специалисты, обеспеченность кадрами составляет 60-70 процентов. Причём, они обновляются, приходят молодые специалисты.
Очень важной считаю работу выездных бригад в отдалённых районах края, которая организована с 2008 года. И её необходимо продолжать для раннего выявления туберкулёза, а опыт Камчатки, я считаю, можно рекомендовать другим регионам, где есть отдалённые малонаселённые территории.
Также напомню, что мы возобновили на базе противотуберкулёзного диспансера хирургическую помощь, которую в течение шести лет не оказывали вообще. В 2012 году, после получения лицензии заработало хирургическое отделение по профилю торакальная хирургия, собрали специалистов и успешно оперируем больных. Благодаря программе модернизации 2011-2012 годов диспансер получил современное оборудование, в том числе хирургическое, а также лицензию на высокотехнологичную медицинскую помощь. Сегодня лечиться за пределы Камчатского края направляем только больных с нелёгочными формами туберкулёза, а это 3-4 пациента в год.
Сегодня перед нами стоит задача как минимум сохранить все эти достижения. Оборудование не обновлялось уже несколько лет, и потребность в этом существует.
Также отмечу, что наш край с 2010 года хорошо оснащается лекарственными препаратами против туберкулёза. Из краевого бюджета выделяется достаточно средств на дополнительные закупки. Это важно, поскольку соответствующая федеральная программа зачастую не обеспечивает полный объём необходимых препаратов и средств диагностики. И отсутствие дефицита лекарств – одно из слагаемых наших успехов в борьбе с туберкулёзом.
Проблемные места
– Насколько опасными могут оказаться для фтизиатрии края санкции и ограничения, введенные в связи со спецоперацией на Украине? Не приведут они к дефициту лекарств, к сбоям в работе оборудования?
– Я уже связался с поставщиками противотуберкулёзных препаратов – о повышении цен или ограничении поставок речи не идёт. В большинстве производители работают в России, и у нас есть уверенность, что необходимые препараты будут поставляться на Камчатку в достаточном количестве.
Что касается оборудования, то оно всё импортное, в том числе американского производства. В настоящий момент договоры на обслуживание действуют, что будет дальше – пока не известно.
Отмечу, что существуют и отечественные разработки, в частности, ПЦР-диагностики туберкулеза. Надеемся, что в скором времени перейдём на российское оборудование.
– Андрей Валентинович, какие нерешённые проблемы, на ваш взгляд, не должны уходить из актуальной повестки борьбы с туберкулёзом?
– Краевой противотуберкулезный диспансер расположен в одном из центральных районов города, в близком соседстве с роддомом, детской краевой больницей, онкодиспансером. Само здание 1965 года постройки не отвечает санитарным нормам размещения больных. Туберкулёзная инфекция заразная, и в диспансере должна быть современная система вентиляции, боксированные палаты с отдельными санузлами. Очевидно, что диспансеру необходимо новое здание, отвечающее всем современным требованиям. Мы постоянно ставим этот вопрос перед руководством края, но, увы, пока каких-либо перспектив в этом деле нет.
Как не решается ещё один больной вопрос – отсутствие в регионе детского санатория в паратунской курортной зоне, который крайне необходим для реабилитации и полного выздоровления детей. Этот вопрос перед руководителями края неоднократно ставила и Валентина Аксенова, главный фтизиопедиатр России, которая почти ежегодно приезжает к нам для участия в профильных конференциях. И мы по-прежнему возим детей на реабилитацию за пределы края.
Елена ИВАНОВА