Лапа помощи. Канистерапевт – о том, как собаки лечат тело и душу

Собаки дарят детям радость. © / Наталья Григорьева / Из личного архива

«А теперь я сразу добреть начну. И какую-нибудь зверюшку заведу. Чтоб жить веселее. Ты домой приходишь, она тебе радуется…», – говорил известный всем персонаж советского мультфильма почтальон Печкин. Питомцы действительно способны дарить людям радость, заряжая тёплыми эмоциями, и, более того, оказывать терапевтическую помощь.

   
   

Канистерапия – метод лечения и реабилитации с помощью специально обученных собак, который с недавних пор успешно практикуют и в России. Об особенностях работы с четырёхлапыми и хвостатыми друзьями рассказала тренер Камчатского краевого клуба спортивного служебного собаководства «Чемпион» и руководитель единственного на полуострове Центра канистерапии «Лапа помощи» Наталья Григорьева.

Лечение и развлечение

– Не пишите обо мне, расскажите лучше о людях, которые со мной работают. Они удивительные, – были первые слова Натальи Анатольевны при встрече.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Но всё-таки именно вы основоположник метода канистерапии на Камчатке…

Наталья Григорьева: Так вышло, что сегодня большинство людей путают два понятия – канистерапия и адвенторство, однако различать их очень важно. Терапия – это непосредственно лечение, реабилитационная деятельность с конкретно поставленной задачей. Адвенторство же – это досуг. Понимаете, когда мы с собаками выступаем на краевых и городских мероприятиях или приходим в детские дома или больницы и веселим ребят – это добрые и светлые развлечения, не имеющие к канистерапии никакого отношения. Хотя это, безусловно, тоже хорошо, потому что приносит людям радость.

Важно понимать, что как собаки, так и работающие с ними люди должны быть специально обучены и для канистерапии, и для адвенторства. Некоторые, к сожалению, не до конца осознают уровень ответственности во время работы с детьми и последствиях, которые могут случиться, если хоть что-то пойдёт не так. Именно поэтому образование в нашей деятельности стоит на первом месте.

– Социальный проект «Лапа помощи» существует уже почти восемь лет. Что изменилось за эти годы?

   
   

– Наша работа постоянна и методична, у нас есть определённые задачи, и если мы их достигаем – это замечательно. За это время я сама и люди, которые со мной работают, прошли необходимое обучение. Пока образование канистерапевта в Камчатском крае есть только у меня, что стало возможным благодаря грантовой поддержке – одно только обучение в Санкт-Петербурге стоит сто тысяч рублей, и это без учёта частых полётов на практику. Все мои коллеги обучены адвенторству и могут выступать на различных площадках.

Даже для досуговой деятельности собаки должны быть абсолютно безопасны. Фото: Из личного архива/ Наталья Григорьева

Образованы и наши питомцы. Даже для досуговой деятельности собаки должны быть абсолютно безопасны, поэтому они сдают экзамены на профессиональную пригодность и получают специальные документы, внесённые в реестр. Также собаки привиты, обработаны, натренированы и накормлены, мы их готовим к каждому выезду, сколько бы в течение недели их не было. Кстати, в природе не существует каких-то конкретных пород собак, подходящих для канистерапии. Всё зависит от индивидуальных особенностей каждого питомца – и дворняги могут быть отличными терапевтами.

Все собаки проходят обучение. Фото: Из личного архива/ Наталья Григорьева

Всем и каждому

– А кому показана канистерапия?

– Чаще всего мы работаем с детским церебральным параличом и аутизмом. Взрослые люди – не наш сегмент, на Камчатке пока возможностей нет, но в мире и России наблюдается хорошая статистика результатов, связанных с деменцией и инсультами.

Канистерапия в принципе несёт в себе определённую прелесть. Представим, например, что у человека была сломана рука, и теперь нужно восстановить её функции. Физический терапевт назначает вам определённые упражнения – сжатия, отжимания и так далее. Скучно ведь, правда? Ещё и больно. А что если делать это в формате весёлой зарядки с собачкой? Играть с ней в мячик, завязывать ей бантики. Сразу становится веселее. Кроме того, собака ведь никогда не станет вас оценивать – ей всё равно, хорошо вы что-то делаете или плохо, она любит тебя таким, какой ты есть. Будет ли человек странноватым, как-то по-особенному говорить или же вообще не говорить по каким-то причинам. Животные чувствуют, что нужно человеку.

Животные чувствуют, что нужно человеку. Фото: Из личного архива/ Наталья Григорьева

Канистерапия подойдёт всем, просто в разном ключе. Порой в душе у каждого из нас может быть что-то не так, как нам хотелось бы, хотя формально никаких заболеваний нет. Собачки смогут прийти на помощь, не сомневайтесь.

А вообще, в основе нашей деятельности, как ни странно, не собаки. Питомцы – это как лопата в руках. Если вы не умеете копать, то ничего не выйдет. В основе работы – люди, и если они не понимают, что делают, то это просто профанация.

Собака никогда не станет оценивать человека. Фото: Из личного архива/ Наталья Григорьева

На вес золота

– Мой муж часто говорит моей маме: «Я за вас отдуваюсь», – смеётся Наталья. – Ведь в детстве мне не разрешали заводить собак, а я собиралась стать ветеринаром. Хотя у многих людей, которые сегодня со мной работают, были домашние животные, но никто не думал, что жизнь их приведёт к такой деятельности.

– Чего не хватает на Камчатке для развития канистерапии? Есть ли у вашей организации проблемы?

– Нам однозначно нужно больше единомышленников. Сейчас нас сдерживает юридически-материальная стена, ведь чтобы с нами работать, нужно обязательно учиться, а это сегодня возможно только в другом городе. Билеты, проживание, обучение, практика – на всё нужны немалые деньги. Пока, к сожалению, нам может помочь только грантовая поддержка. И если поначалу я смело приглашала людей работать, то сегодня уже не могу этого себе позволить.

Сейчас планирую подать заявку на грант, чтобы наши адвенторы смогли обучиться работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, узнали подробнее о заболеваниях и о множестве нюансов, которые они в себе несут.

Канистерапия подойдёт всем. Фото: Из личного архива/ Наталья Григорьева

 – Наталья Анатольевна, расскажите тогда об этих отважных людях, которые с вами работают. Если кто-то всё же захочет присоединиться – примите?

– Каждый человек, работающий со мной – на вес золота. Это уникальные и потрясающие люди, и без них ничего бы не было, ведь они посвящают нашему делу всё своё свободное время. Их основные профессии очень разные – юрист, кинолог, фармацевт, работник Центра занятости, библиограф – кого только нет.

А быть волонтёром – это исключительно желание каждого человека. Раньше люди обращались к нам чаще, многих это поначалу цепляет, они, скорее всего, думают, что ничего сложного в работе с собачками нет. Но потом понимают, насколько эта работа сложна. Осознание обычно приходит в тот момент, когда ты понимаешь, что ты не сможешь совершить чудо. Необходимо просто методично работать, не отвлекаясь.

Никто из моих коллег даже не может ответить на вопрос, зачем мы этим занимаемся. Просто есть что-то внутри нас, говорящее о том, что мы можем это делать, а значит, будем.

В Центре канистерапии «Лапа помощи» работает десять человек – Наталья Григорьева, Олеся Федорцова, Александра Бармина, Вероника Мокрецкая, Анна Ечевская, Светлана Маслова, Юлия Терёшина, Наталья Болдина, Карина Берлова и Наталья Орехова.

В центре канистерапии работают 10 волонтёров. Фото: Из личного архива/ Наталья Григорьева

Досье
Наталья Григорьева родилась 31 июля 1971 года в Симферополе, в семье военнослужащего. На Камчатке живёт с 1980 года. Окончила филфак КГПИ, КГТУ по специальности «Управление на предприятии», кинологические курсы, факультет послевузовского и дополнительного профессионального образования Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова. Замужем, двое детей.