В этом году традиционные весенние каникулы переросли в режим самоизоляции – из-за пандемии коронавируса школьники и студенты не вернулись за свои парты, а перешли на дистанционное обучение.
Камчатские педагоги, родители, школьники и студенты рассказали «АиФ-Камчатка» о том, как справляются с учебным процессом в домашней обстановке.
Есть контакт?
– Процесс обучения организован в информационной системе «Сетевой город». Учитель размещает задания, у родителей открыт к ним доступ, – рассказывает учитель начальных классов Ольга Довгалёва. – Кроме того, педагоги взаимодействуют с учениками и их родителями в мессенджере WhatsApp, по электронной почте, SMS, сотовой связи. Если же нет и такой возможности, ребёнок выполняет задания в отдельной тетради, которую должен сдать на проверку после окончания режима самоизоляции.
– Какие сложности из-за нового формата обучения появились у учителей?
– Поскольку я работаю с младшими школьниками, для меня самый большой недостаток заключается в отсутствии психологического контакта с детьми. Доверие и взаимопонимание между учителем и ребёнком возникает во время живого общения, это в нашей работе необходимо. Сложно учить детей, не видя их искренних и понимающих глаз.
Что происходит?
После принятия решения о переходе на дистанционное обучение социальные сети взорвались потоками обсуждений – родители оказались в растерянности. Однако со временем у некоторых всё же получилось правильно организовать процесс обучения.
– У нас, если честно, трудностей практически нет. Первые дни было тяжеловато дисциплинировать ребёнка – всё-таки домашняя атмосфера расслабляет, – делится мама первоклассницы Валерия Шиндина. – Сейчас же процесс налажен. Я установила ребёнку на телефон ежедневное напоминание – уведомление о том, что в 12:30 нужно приступать к урокам. Если вдруг у дочери возникают сложности с материалом – она сама звонит учителю, с этим проблем нет.
У Ирины Извозчиковой двое детей – в первом и седьмом классе. Самыми страшными, по её словам, оказались первые три дня.
– Сначала мы вообще не могли понять, что происходит, и как с этим справиться, – говорит Ирина Вячеславовна. – Сейчас же у младшей практически никаких проблем – делает всё сама, задания понятные. У сына, семиклассника, ситуация несколько сложнее. Он справляется, но времени уходит много – не всегда получается отправить домашнее задание, периодически возникают технические неполадки из-за перегруза платформ. И, всё же, дети уже просятся в школу.
А кому легко?
О своём времяпровождении во время режима самоизоляции рассказала школьница, восьмилетняя Алиса Софьичева.
– Я делаю уроки, помогаю маме, играю с младшей сестрой. На улицу сейчас лучше не выходить, поэтому мы дома тепло одеваемся и садимся в родительской комнате, где есть телевизор – на нём можно включить любой фильм. Полностью открываем окошко и сидим в одежде, смотрим что-нибудь.
Нам задают письмо, математику, чтение, иногда окружающий мир, музыку, технологию. ИЗО тоже делаю – я очень красиво рисую. А ещё мне нравится играть в «Вышибалы» и баскетбол – для этого можно выйти в коридор. Но мне намного больше нравится учиться в школе, я по ней соскучилась.
Ждёт возвращения в школу и большинство старшеклассников – девятиклассница Софья Антонычева рассказала о том, что готовиться к экзаменам стало намного сложнее.
– Сейчас каждый учитель задаёт в два раза больше «домашки», даже по физкультуре на каждый урок теперь нужно писать доклад. Очень неудобно, потому что занятия по разным предметам проходят на разных площадках – Интернетурок.ру, скайп, «Сетевой город» и так далее. Также теперь намного больше времени уходит на самостоятельный разбор тем и выполнение домашних заданий, готовиться к экзаменам некогда. Если в школе проводили элективные курсы по предметам, которые будем сдавать, то сейчас разбирать многие темы приходится самостоятельно.
Неожиданный эффект
На дистанционное обучение перешли не только школы, но и все вузы и сузы. О работе со студентами рассказали преподаватели Камчатского филиала Российского университета кооперации и кооперативного техникума.
– Наш образовательный комплекс полностью подготовлен к дистанционной работе – сотрудники регулярно создают онлайн-конференции на всевозможных платформах, пользуются сервисами Google, – рассказывает преподаватель экономических дисциплин Екатерина Артюхина. – Кроме того, преподаватели всегда стараются разнообразить свои лекции презентациями, роликами, обзорами.
– Это мотивирует студентов?
– Сейчас посещаемость даже улучшилась. Дело в том, что у нас есть студенты из отдалённых районов, посёлков – они не всегда могут приезжать на учёбу. А некоторые часто пропускали пары из-за работы. При переходе на дистанционное обучение мы заметили интересную тенденцию – ребята, у которых были проблемы с посещаемостью, включились в такой формат.
– Из-за сложившейся ситуации мы уже в дистанционном формате принимаем зачёты и экзамены, – рассказывает её коллега, доцент кафедры публичного права Ирина Светлова. – Даже госэкзамены провели. Студентов было видно, они, как и комиссия, отнеслись к делу со всей ответственностью. Минус режима самоизоляции в некотором отсутствии социализации, но, главное для нас – как в аудитории, так и в формате дистанционного обучения – вдохновлять ребят.
Новым опытом поделились и камчатские студенты.
По словам второкурсника Дмитрия Ткаченко, единственной сложностью перехода на дистанционное обучение стала самоорганизация.
– Дома слишком много соблазнов – в любой момент можно попить чай, посмотреть телевизор, поиграть в компьютер или полежать. Так что нужно обладать достаточной силой воли, чтобы с этим совладать.
– Дистанционное обучение стало для всех нас неожиданностью, но процесс перехода на новый формат оказался простым, – говорит второкурсница Валерия Виноградова. – Только вникать в информацию теперь нужно дома – но преподаватели, одногрупники и поставленные задачи остались прежними.