Поле чудес. Сказ о том, как камчатские врачи 47 дней перелом «искали»

Сергей Юрьев / АиФ

Моя подруга Ленка ведёт здоровый образ жизни: она не курит, не пьёт газировку, не ест копчёное и солёное. Делает она это вовсе не из любви к семенам чиа и маслу гхи, а из нежелания прибегать к помощи стрАховой, как она выражается, медицины. Только-только Ленкины усилия стали приносить ощутимые плоды – она похудела на 12 килограммов и стала проходить по 10 тысяч шагов в день, как неожиданно наступила ледовитая камчатская зима, и Ленку угораздило-таки получить травму ноги. Тут-то и подстерегали подругу терзания посильнее, чем у героев «Фауста» Гёте. Подробности на kamchatka.aif.ru

   
   

Место скорби

Сначала скорая доставила искалеченную Ленку в травмпункт– к несчастью горожан, весьма популярное место скорби в самое продолжительное на Камчатке время года. Дежурный травматолог долго и пристально всматривался в рентгеновский снимок и поставил диагноз –растяжение связок. Ленкины стенания о том, что при падении её голеностоп словно вывернулся наизнанкуи теперь она на ногу не может наступить, оставили эскулапа совершенно равнодушным, он прописал классические: «холод, голод и покой» и предложил пациентке удалиться, не удостоив даже перевязки. 

Фото: АиФ

На третий день «покоя»  Ленкина левая нога раздулась и почернела, испугавшаяся Ленка вызвала скорую помощь, приехавший фельдшер тоже испугался, сделал смелое предположение: «Это похоже на перелом». И повёз бедолагу снова в травмпункт. Новому визиту засевшие там люди в белых халатах были явно не рады. Травматолог Х и прибежавшие ему на подмогу медички стали выговаривать Ленке, что она не должна сюда больше таскаться, что ей оказали первую помощь (помощью оказалась бумажка с диагнозом, которую выдали в день травмы) и «адьё», что она «пришла с улицы (?!)», поэтому нет здесь места для неё.  Ленка пыталась объяснить, что она не пришла, а её привезла скорая, что она не может ходить, а если бы могла, то никогда бы сюда не пришла, что у неё сильно болит нога, а ещё– отёк и гематома. Справедливости ради надо сказать, что подружку всё-таки отвели в какую-то каморку, где наложили на ногу лангету, видимо, кому-то из знахарей стало неудобно перед фельдшером. На робкие попытки недужной уточнить свой диагноз, Х грозно и безапелляционно заявил: «Вам три врача говорят, что у вас нет перелома!» А на робкие призывы быть человечней доктор сурово ответил, что этого он обещать не может.

Уточните, пожалуйста, диагноз

Следующим этапом квеста «как получить бесплатную медицинскую помощь в Камчатском крае по полису ОМС и узнать свой диагноз» было посещение поликлиники по месту жительства, в ленкином случае – это заведение с пафосным многообещающим названием (и весьма нехилым бюджетом) под предводительством главного лекаря А. Так как Ленка после травмы может передвигаться только на костылях и на такси, она предварительно записалась на приём к травматологу ХХ. Поскольку боль в ноге не утихала, и улучшения самочувствия не наступало, Ленка наивно полагала, что её диагноз нуждается, мягко говоря, в уточнении. За день до назначенной даты приёма болящей позвонили из регистратуры и сообщили радостным голоском, что ХХ написал на имя главного лекаря заявление о том, что Ленку принимать отказывается. Причины столь нездорового и, прямо скажем, противоправного (согласно действующему законодательству, отказ в приёме гражданина РФ с травмой и острой болью, имеющего полис ОМС, не допустим) поведения медработника голосок не сообщил.

С проклятым российским вопросом: «Что делать?» Ленка от отчаянья решила обратиться в минздрав региона, где после прослушивания гимна Камчатского края получила консультацию сотрудника отдела организации оказания медицинской помощи взрослому населению и медицинской профилактики, который хорошо поставленным баритоном компетентно разъяснил, что ей нужно написать на имя главного врача жалобу на травматолога ХХ в двух экземплярах, отнести в приёмную поликлиники, зарегистрировать и один экземпляр оставить себе. Вопли Ленки о том, что она не может ходить и носить жалобы, на специалиста действия не возымели, он сообщил, что больше минздрав ничем ей помочь не может.

Законы писаны?

У Ленки поднялась температура, зашкалило давление, ночью её знобило, мучили кошмары, голеностоп разрывался от боли. Утром она вызвала врача на дом. Приехавшая по вызову терапевт была в шоке от сложившейся ситуации и предложила выписать направление на рентген. От безысходности Ленка согласилась. Рентгенолог долго недоумевала, почему пациентка с травмой делает снимок по направлению от терапевта. Ленка искренне недоумевала, зачем она платит налоги и почему в медучреждениях края, построенных, в том числе и на налоги членов её семьи, общий трудовой стаж которых на Камчатке составляет более ста пятидесяти лет, руководство и некоторые сотрудники ведут себя так, словно это их частные лавочки, и чихать они хотели на всяких там «ОМС-ников с улицы». 
Фото: АиФ

Полученный рентген-снимок привередливый ХХ всё же соизволил«проконсультировать», но… заочно (без присутствия и осмотра пациентки), при этом, вероятно, вслепую и, естественно, тоже никакого перелома не обнаружил. В общем, в поликлинике Ленке порекомендовали не косить под потерпевшую, снимать лангету и весело танцевать на Новый год.

   
   

Но танцевать почему-то не хотелось и не моглось. После затяжных праздников Ленка плюнула на полис ОМС и сделала платное УЗИ голеностопного сустава. И, о чудо, оказалось, что у неё никакое не растяжение, а перелом и разрыв связок. На постановку правильного диагноза ушло полтора месяца.

Самый крупный специалист Камчатского края мистер ХХХ на ленкину просьбу рассказать, кто и каким образом контролирует качество оказания травматологической помощи в регионе, ничего говорить не захотел, чванливо поинтересовавшись: «А вы кто такая?» (очевидно, того, что Ленка – человек (что уже звучит гордо!), а не насекомое, ему явно было недостаточно). На вопрос: «Почему никто из пяти сертифицированных «бесплатных» травматологов, включая его, как самого матёрого, не увидел перелом на рентгеновских снимках, а фельдшер скорой определил на глаз?»,надменный костоправ ответить внятно не сумел, заменить лангету, наложенную под растяжение, на нормальный гипс, который должен быть при переломе, не предложил. Спасибо, что хоть вальсом танцевать не отправил.

Теперь, когда я пытаюсь развеселить подругу анекдотами про травматологов, Ленка почему-то не смеётся, а плачет. Лишь бородатая шутка о том, что, если вы будете практиковать ЗОЖ, вам придётся обращаться только к травматологам, вызывает у неё приступы гомерического хохота.

Во всей истории меня удручает не только некомпетентность «бесплатных» докторов, а тотальное бездушие современных наследников Гиппократа и Авиценны с Парацельсом к боли и страданиям пациентов. Может быть, моя подруга права, и у нас победила не страховАя, а стрАховая медицина?

А сейчас, внимание, вопрос знатокам: сколько времени, сил и средств ещё потребуется Ленке, чтобы вернуть утраченную способность нормально ходить на двух ногах и реально ли восстановить здоровье по полису ОМС?