Возрождение камчадалов. Почему Россия держит Камчатку в зубах?

Образ лосось в пасти медведя - нехороший по своей сути © / АиФ

Для многих россиян далёкий полуостров Камчатка – край с неспокойными вулканами, необычайно красивой природой, богатой историей и дешёвой рыбой.

   
   

На самом деле всё несколько иначе – местные не всегда относятся к родной земле с должным уважением, не знают «камчатцами» или «камчадалами» себя называть, а молодые люди стремятся переехать.

Фото: Из личного архива/ Сергей Вахрин

Президент Камчатского регионального общественного фонда «Сохраним лососей вместе!», директор просветительского центра «Страна рыбы и рыбоедов», краевед, писатель Сергей Вахрин собирает вокруг себя людей, заинтересованных в сохранении и почитании богатой истории полуострова. Он активно занимается общественной деятельностью и считает, что каждый житель или гость Камчатки должен иметь возможность восхищаться нашим удивительным наследием – рыбным богатством. Воплощать эту мысль ему помогает эколого-просветительский центр.

Наследие родного края

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: – Сергей Иванович, такие площадки, как «Страна рыбы и рыбоедов», помогают в борьбе с повсеместной проблемой – браконьерством?

Сергей Вахрин: Браконьерство на Камчатке давно существует в колоссальных размерах, и огромную роль в этой проблеме сыграло государство. Сначала, в 1926 году, камчадалов перестали относить к народностям Севера, посчитав обрусевшими, а в 1958 году им запретили ловить рыбу для личного потребления из-за дрифтерной катастрофы (В 1950 годах из-за растущего дрифтерного лова рыбы японскими судами у берегов полуострова, популяция лососёвых резко сократилась. – Прим. ред.). Тогда начался самый настоящий геноцид коренного малочисленного народа Камчатки.

Я много лет работаю над темой возрождения камчадалов, определив свою главную задачу – взаимодействие с людьми духовно-нравственного воспитания, которые достойны права ловли рыбы исключительно для личного потребления. На Аляске, например, каждый житель имеет право поймать определённое количество, это норма. Мы же всё ещё не созрели до такого уровня осознания. Наш эколого-просветительский центр работает как раз для привлечения совестливых людей, для которых этот вопрос значим и важен. Кроме того, многие местные жители, к сожалению, не осознают наследия родного края, не знают его богатую историю, а у нас собраны сотни уникальных экспонатов, которые призваны исправить это.

Фото из личного архива

– В вашем центре, наверное, всегда много гостей?

   
   

– Все, кто заходит в гости, остаются в восторге – и дети, и взрослые. Кстати, несмотря на то, что мы находимся далеко от краевой столицы, на 30 километре, людям всё равно нравится к нам приезжать. А как иначе – здесь ведь и Лососёвый парк из дерева, выполненный самобытным камчатским мастером Андреем Адукановым, и тематические фигурки из разных уголков мира, и уникальная историческая экспозиция.

Хотя некоторые ещё не знают о нас либо думают, что это не просветительский центр, а рыбоперерабатывающий завод или магазин. Не поверите, но часто к нам заходят «за рыбкой». Копчёной, солёной или вяленой. А потом ещё и разочаровываются, когда видят не то, что ожидают.

Кстати, памятник «Здесь начинается Россия», изображающий медвежонка и медведицу с лососем в зубах, знаменит как среди камчатцев, так и среди гостей края – мало у кого из местных или побывавших на Камчатке нет фото, сделанного на фоне скульптуры. Однако я этого ажиотажа не разделяю. Для меня этот образ – лосось в пасти медведя – нехороший по своей сути. Лосось по форме похож на Камчатку – так почему рыбу нужно обязательно изображать в пасти зверя? Люди не понимают, насколько этот образ стал типичным сегодня. И если символ Камчатки – лосось, а символ России – медведь, то что символизирует памятник?

Каждый местный житель должен болеть за родной край, изучать свою историю и чтить её. Пока же, я считаю, мы недостойны своей исторической памяти, потому что недостаточно осознаём величество Камчатки.

Большая родословная

Краевед и писатель уже много лет вносит неоценимый вклад в изучение истории Камчатки. Он – автор научных трудов, многие из которых – «Тайны камчатских имён», «Потомки остроклювого бога (Камчадалы)», «Покорители Великого океана» и другие, посвящены коренным жителям полуострова – камчадалам. В этом году свет увидело новое издание – «Камчатская родословная книга».

Фото из личного архива

– Вы наверняка слышали, что сегодня даже местные называют всех людей, живущих в нашем крае «камчадалами». Но это ведь ошибочно?

– Исторически камчадалы – это коренной народ Камчатки. А когда этот этнос отменили, понятие ведь никуда не исчезло, как и сами люди. Постепенно значение слова стало расширяться, то есть камчадалами стали называть тех, кто долго живёт на Камчатке. Реальное значение вернулось только в конце 1980 годов, когда историю коренного малочисленного народа начали восстанавливать. И только в 2000 году этот этнос официально признали снова.

Сегодня за понятием «камчадал» сохранено три значения: первое – коренной народ Камчатки, второе – уроженцы края, и третье, просторечное – любой житель полуострова. А вот слово «камчатцы» в народе так и не прижилось.

– Ваш новый труд – «Камчатская родословная книга» посвящён именно истории коренного малочисленного народа?

– Да, эта книга – плод творения многих поколений людей, создаваемый в течение десятилетий. По крупицам собрать уникальный материал, проанализировать и разложить по полочкам – вот моя миссия.

Во время исследования я выяснил, что практически все, кто родился на Камчатке до русско-японской войны 1904-1905 годов, являются членами одной большой семьи, а их потомки – полнокровными и полноправными камчадалами независимо от сословной принадлежности. И задача родословной книги заключается в том, чтобы доказать это на конкретных примерах любой старинной камчатской фамилии.

Сейчас вышло первое издание книги – ещё много родословных блоков не прописано. Я выпускаю этот вариант намеренно – иногда люди сначала вроде бы не заинтересованы в собственной истории, но когда видят, что в подобном издании их нет, обижаются, начинают всё изучать, а после приходят ко мне, а я моментально могу внести изменения – конечно же, с учётом дополнительной информации, будет переиздание книги.

Досье
Сергей ВАХРИН. Родился 15 июля 1954 года в селе Тиличики Олюторского района. В 1975 году окончил филологический факультет Камчатского государственного педагогического института. Работал учителем школы в селе Майском Усть-Камчатского района, корреспондентом в газетах «Камчатский комсомолец», «Рыбак Камчатки», руководителем пресс-центра в «Камчатрыбводе». Автор книг «Покорители Великого океана», «Встречь солнцу», «Потомки остроклювого бога (Камчадалы)», «Камчатская родословная книга» и других. Создатель документальных телевизионных циклов «Золотой краб» и «Охотоморский многоугольник». Член Союза писателей и Союза кинематографистов России.