Карибский пляж по-камчатски. Где пираты-романтики затрагивают струны души

«Абордаж» – это большая пиратская вечеринка в лесу. © / Дарья Антонычева / АиФ

В минувшие выходные отгремел 35-й юбилейный фестиваль авторской песни «Камчатская гитара», который ежегодно собирает исполнителей и слушателей бардовской музыки на реке Микижа.

   
   

Традиционно он больше напоминает встречу старых новых друзей, чем событие, к организации которого камчатские барды подходят со всей старательностью. Завсегдатая подобных мероприятий – писателя, поэта и барда Юрия Завражного, корреспондент «АиФ-Камчатка» поймал накануне – между показом фильма о Петропавловской обороне и сборами на фестиваль. Как он сам признаётся, в круговерти событий жить намного интересней.

С привкусом свободы

Юрий родился в семье морского офицера, но строгость воинских уставов и выполнение важных государственных задач не мешали его родителям быть людьми творческими.

– Мы переехали на Камчатку, когда мне исполнилось два месяца – отец служил здесь. И с тех пор, куда бы меня ни  забросила жизнь, я возвращаюсь на любимый полуостров снова и снова, – рассказывает Юрий Юрьевич. – Папа прекрасно рисовал и был мастер на все руки, мама писала стихи и обожала книги. В доме из магнитофона всегда звучали Ким, Окуджава, Высоцкий, Визбор, Городницкий и Кукин, поэтому атмосфера творчества окружала с детства. Мне купили баян, я пошёл в музыкальную школу, но буквально через пару лет в мою жизнь ворвались «Beatles» и «Shocking Blue», и не с баянами, а с гитарами... Высоцкий с Кукиным – это тоже гитары, как и у почти всех бардов; в общем, баян в угол, гитару в лапы! Однако с головой в творчество окунулся уже много потом, когда уволился в запас из Вооружённых сил.

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: Служба мешала вдохновению?

Юрий Завражный: Нет. Просто служба всегда была на первом месте, а творчество где-то там, дальше. Я закончил высшее военно-морское училище в Севастополе, наша часть решала важные государственные задачи, и о подробностях я лучше промолчу и сегодня. Служил, считай, дома, на Камчатке, а очень многих красот полуострова так и не видел – как-то было не до них, разве что те, которые совсем рядом.

В 1995 году, дослужившись до капитана третьего ранга, ушёл в запас – были на то свои офицерские причины. Работал в вилючинском Дворце культуры «Меридиан» художником по свету, там немного выдохнул. Познакомился со многими интересными людьми, вспомнил о своём давнишнем увлечении парусом, к тому времени уже встал на горные лыжи – в общем, почувствовал новое удовольствие от жизни, несколько другое по сравнению со службой. Правда, порой приходилось потуже затягивать пояс, но сладкий привкус свободы того стоил.

   
   

– И свобода вам сделала шикарный подарок – вы отправились в кругосветку…

– Да, тогда всё очень быстро закрутилось. В 2002-м освободилось место в экипаже уникальной яхты «Апостол Андрей» – этот парусник установил сразу кучу мировых рекордов. Яхта первой дважды обогнула Землю в меридиональном направлении, покорила наш Севморпуть, видала Арктику и Антарктику, маршрут пролегал через все четыре океана. Представляете, что я чувствовал, когда стал участником экспедиции? Мы шли из Петропавловска в Санкт-Петербург через канадскую Арктику, и тогда я действительно влюбился в Север. Эта часть света обладает особым магнетизмом: я мог часами сидеть и просто слушать эту грохочущую в мозгу тишину. Очень много знакомств с интереснейшими и уникальными людьми... В общем, хороший пинок к творчеству. Тогда же появилась книга об этом путешествии – «Последний шлаг восьмёрки», потом пошли «Макароны по-флотски»…

Кругосветка дала пинок творчеству. Фото: Из личного архива/ Юрий Завражный

Жизнь на абордаж

– Но бардовской тусовки тогда в вашей жизни ещё не было?

– Ещё нет, хотя песенки уже давно писал. После возвращения из кругосветки на Камчатку занялся изучением истории Петропавловской обороны. Так появилась книга «Забыть адмирала!» – она рассказывает о событиях, происходивших на Камчатке во время Крымской войны 1853–1856 годов, и знакомит читателя с малоизвестными сторонами всех этих знаковых событий.

А в 2009 году меня едва ли не обманом затащили в компанию бардов на самый первый «пиратский» фестиваль, которому прямо там придумали название: «Абордаж». Приехал туда в треуголке, спел... Понравилось, ребята легко приняли меня в свой круг, я начал усиленно у них учиться, а вскоре взял проведение этого фестиваля на себя.

«Абордаж» – это большая пиратская вечеринка в лесу, у нас там двухмачтовый корвет-сцена, мы много поём, шутим, играем, танцуем. Сложно словами передать атмосферу мероприятия, лучше один раз увидеть. А ещё лучше – не один. Там и детям дело есть – золотишко пособирать, клады поискать, и взрослым – затронуть молчащие струны их душ. И пусть золотишко на фестивале – это покрашенные краской камни, а поют у костра люди, которые не собирают стадионы, но удовольствие вы получите, гарантирую. Главные правила для всех участников мероприятия нехитрые: не мешать песне, беречь природу, увозить мусор с собой, забыть про музыку из автомобилей и воспринимать поляну как концертный зал. Вернее, как карибский пляж с белым песком и пальмами, на котором собрались погулять весёлые пираты-романтики.

Место юмору есть всегда. Фото: Из личного архива/ Юрий Завражный

– Вы с таким блеском в глазах об этом рассказываете, но в сети я встречала информацию, что у вас ярко-выраженная нелюбовь к конкурсам. Это правда?

– Да. Я очень люблю наши фестивали, а вот конкурсы терпеть не могу, ну разве что кроме весёлых пиратских. И в жюри сажусь только когда уж совсем некому, потому что ведь так легко одним поспешным решением отрезать человеку крылья, даже если ему медведь на ухо наступил. И сам в конкурсах не участвую: мне и без грамот-дипломов петь разрешают. Я выхожу к микрофону и говорю людям то, что хочу сказать, о чём болит душа. Для этого не нужны звания и всякие титулы перед именем-фамилией.

– А что такое авторская песня? Кого, по-вашему, можно назвать бардом?

– На эту тему много копий сломано, много культороведческих диссертаций написано, а ещё больше не написано. Авторская музыка настолько разнообразна, что даже блатные завывания на тему «Мы откинулись с Коляном, хапанули вторячка» тоже можно считать авторской песней. И нельзя сказать, что это плохая музыка, потому что плохой музыки вообще не существует. Есть музыка, которая нужна данному человеку в данный момент или не нужна. Другое дело, что, увы, далеко не все задаются вопросом, что им действительно нужно. Так что автором-исполнителем может быть любой: и с гармошкой в руках, и водитель «Камаза», и лесоруб, и судебный пристав. Имеет значение лишь то, что именно ты несёшь людям: всякую развлекательно-отвлекательную чушь-шелуху, или подталкиваешь его на поиски вопросов и ответов.

Песня, хоть серьёзная, хоть смешная, должна быть умной. Фото: Из личного архива/ Юрий Завражный

Не стать прагматиком

– Авторская песня – это явление советско-российское, или есть аналоги этому культурному явлению в мире?

– Нет, конечно. Песенки поют по всему свету, ибо человек не может не петь, и по всему свету лучшие из этих песенок становятся отражением народной мудрости. Но именно русскоязычная авторская песня, с её серьёзными требованиями к балансу между поэтической составляющей и музыкальным сопровождением, заняла достойное место во всём мире. У тех же «битлов», к слову, при всём моём к ним уважении, слова песен очень незатейливые. Очень много песен, ориентированных на одноклеточные организмы, но с каким апломбом они подаются! У нас в большинстве своём песни серьёзные. Но место юмору тоже есть, без этого просто нельзя.

– Большинству бардов хорошо за сорок. Молодые люди в исполнении песен под гитару романтики не находят?

– Есть хорошая фраза: «Прежде чем рассказывать автобиографию, советую для начала немножечко пожить». Песня, хоть серьёзная, хоть смешная, должна быть умной. Есть хорошие примеры, когда и 25-летние пишут прекрасные тексты авторских песен, но это исключение. По-настоящему бардовские произведения должны быть написаны с претензией на классику, то есть так, чтобы быть актуальными во все времена, а чтобы создать что-то подобное, нужно сначала поднабраться определённого жизненного опыта. А вообще-то всё это очень индивидуально.

– С портретом исполнителей авторских песен разобрались. А какие к вам в лесной концертный зал приходят слушатели?

– В основном это друзья друзей и друзья друзей друзей. Случайные люди, которые приезжают на фестиваль только для того, чтобы выпить горячительного, обычно быстро отсеиваются. Мы умеем и без допинга, поэтому злоупотребления у нас очень не приветствуются, и так называемая «алкогольная бардовская составляющая», уверенно идёт на спад до каких-то минимально приемлемых уровней. Детей на наших фестивалях обычно целая ватага, всех накормим, напоим, развлечём. И присоединиться к компании может любой желающий – знакомые и правильные мотивы всегда объединяют.

На "пиратских" фестивалях много ребятни. Фото: Из личного архива/ Юрий Завражный

– В предисловии к вашим литературным произведением на популярном сайте «Проза.ру» встречала фразу: «Автор этого текста – законченный романтик». Во времена, когда весь мир стремится заработать как можно больше денег, тяжело оставаться романтиком?

– Легко. Лично я просто не стремлюсь стать прагматиком, мне это незачем. Меня мама с папой так воспитали, и если, говоря иносказательно, конечно, будет выбор между покупкой книги, новых струн или колбасы, я обычно выбираю первое. Это не родительский наказ, это из глубины души откуда-то, и мне с моей романтикой очень хорошо.

Человек не может не петь. Фото: Из личного архива/ Юрий Завражный

Досье
Юрий ЗАВРАЖНЫЙ родился в Алма-Ате Казахской ССР 14 августа 1960 года. Окончил Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Служил на Камчатке, капитан третьего ранга в запасе. Автор сборника стихов, песен, пьесы-мистерии, многих рассказов, повести-хроники и исторических размышлений на тему Петропавловской обороны 1854 года.

Смотрите также: