Из белого безмолвия. Как создавался фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни»

Работа над фильмом шла два с половиной года. © / Василий Русин / Пресс-служба Кроноцкого заповедника

Медвежата родились в материнской берлоге в апреле, и были совсем крошечными, весом не более 500 граммов – так начинается удивительный документальный фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни», который был показан в Петропавловске-Камчатском 20 апреля.

   
   

Первый показ фильма на Камчатке состоялся двумя неделями раньше в посёлке Озерновский Усть-Большерецкого района – взрослые и дети здесь живут в тесном соседстве с Южно-Камчатским федеральным заказником, природа которого и вдохновила создателей ленты. Российская же премьера прошла еще 17 апреля в Москве, в рамках международного кинофестиваля «ДОКер». 

Большой экран подарил счастливчикам необыкновенную историю о первом годе жизни и приключениях маленьких медвежат, родившихся в заказнике. Медведица Самапятая и четверо её медвежат, медведица Тесла с двумя сеголетками (детенышами, родившимися менее года назад) стали главными героями ленты. С первых минут зрители затаили дыхание от красоты и близости – глаза в глаза – дикой природы, они удивлялись, смеялись, восторгались. Медведи – не люди, они живут по своим законам, но как не узнать в медвежатах просто детей – трогательных, вездесущих, любопытных. И как не восхититься терпению и самопожертвованию их косолапых мам, защищающих своих чад от всех бед окружающего мира!

О том, как рождался фильм, как шли его съёмки, зрителям рассказал идейный вдохновитель картины, известный фотограф дикой природы Игорь Шпиленок. Камчатку, которой он посвятил уже четыре свои фотокниги, Игорь назвал своей музой.

Почему Камчатка?

Камчатка – особое место, в России нигде больше нельзя наблюдать дикую природу и, в частности, медведей в их естественной жизни. В Сибири, на Урале таких мест тоже нет, потому что всюду этих зверей преследуют, и люди видят в лучшем случае пятки убегающего животного. А здесь медведи игнорируют человека, ведут свою социальную жизнь. И можно запечатлеть, как они знакомятся, конфликтуют, растят детей.

Объясняется это обилием пищи – рыба, ягода, кедровые орешки. Медведи не постоянно в поисках пищи. У животных появляется свободное время. И они не тратят его, чтобы прятаться от браконьеров или охотников «в законе». Поэтому снимать медведей в России можно только на Камчатке.

   
   

Я с 2004 года регулярно работаю на полуострове и хорошо знаю Кроноцкий заповедник. Снимая медведей, всегда сожалел, что я только фотограф, и не могу передать эту жизнь в динамике, как на видео. Мой брат Дмитрий, а он моложе меня на 13 лет, снимает видео. У каждого из нас своё счастье.

Народный «Лесфильм»

Мы, фотографы, готовы терпеть любые лишения, сидя в снегу, в болоте, в комарах. Но в большинстве своём мы плохие организаторы. Где взять ресурсы для съёмок фильма о камчатских медведях? Ведь кино – это всегда команда, транспортные расходы, дорогая аппаратура. И однажды я познакомился с организатором фотовыставок о дикой природе в Москве Ириной Журавлёвой. Пригласил её в гости в заповедник «Брянский лес». И там мы решили: а давайте создадим творческое объединение или киностудию, и снимем первый фильм о медвежьем детстве! Ирина сходу придумала имя для киностудии – «Лесфильм», открыла его страницу в фейсбуке. У нас не было ни копейки денег, никакого оборудования. Но ведь на фильм нужны миллионы!

Оказалось, при желании можно сделать любое природоохранное дело! Есть такая вещь – краудфандинговая платформа. Это когда простые люди собирают деньги на проект, которым ты их заинтересуешь. Для сайта «Планета.ру» был снят маленький клип про медведей с моим участием. Я рассказал о проекте в «Живом журнале». Поставили задачу собрать 2,5 миллиона рублей. Собрали больше! Скинулись люди, которые просто поверили в наш проект, ни копейки от государства. 

Премьера в Хельсинки. Фото: Кроноцкий заповедник

Где найти героиню

Я отправился на поиски берлог, из которых выйдут медведицы с медвежатами. Прямиком на озеро Камбальное на юге Камчатки. В своё время канадский натуралист Чарльз Рассел построил здесь избушку. Её разорвали ветра. Это самое ветреное место в России, климат здесь ещё тот! Я заранее восстановил домик, чтобы можно было там жить и работать. А весной 2015-го сотрудники заповедника на снегоходах помогли мне заехать туда, обжиться, даже спутниковую тарелку установили.

Эта избушка стояла на фоне вулкана Камбальный – белое безмолвие, растительности практически  нет. Искать берлоги было несложно – медведи выходят грязные из-под земли и на белом снегу их видно издалека. Но медведицы попадались или агрессивные или сразу убегали – снимать таких невозможно. И всё-таки я нашёл идеальную медведицу – она вышла из берлоги, держалась рядом и не убегала! Медведица Тесла и с ней два прекрасных медвежонка. После публикации об этом в «Живом журнале» нашлись те, кто решил помочь нашему проекту. Они отправили нам в Петропавловск-Камчатский дорогую профессиональную оптику.

Мой брат Дмитрий, ставший оператором-постановщиком фильма, и волонтёры приехали вовремя – за два дня до того как медведица ушла из берлоги. Непрестанно дули мощные ветра. Снимали из выкопанной ямки, камеру утяжеляли, в землю закапывали… В первых кадрах – самая крепкая эмоциональная связь между медведицей и медвежатами.

Семья Самапятой. Фото: Кроноцкий заповедник/ Игорь Шпиленок

Бесстрашная мама

В июне Камбальное всё еще не открылось ото льда. Ребята уехали на Курильское озеро. И тут появилась эта медведица – я её назвал Самапятая. Это имя не я выдумал, это Анисифор Крупенин, легендарный первооткрыватель Долины гейзеров, написал про многодетную медведицу – увидел четверых медвежат, а сама пятая!

Самапятая с четырьмя крошечными медвежатами спряталась рядом с избушкой на крутом отвесном снежном склоне. Они так и ночевали в трещинах на снежнике – прятались от самцов. Не секрет, что самцы у медведей каннибалы, и в это время года активно охотятся на медвежат. И матери прячут их в разные места.

14 июня Камбальное начало открываться. Самапятая всё сидела с медвежатами наверху, ничем не питалась, я наблюдал за ней около месяца. Стал опасаться – как бы не померли с голоду! И вот медведи начали массово собираться на озере, за рыбой. Я был уверен, что Самапятая никогда не рискнет привести туда медвежат. Но она спустила детей со снежника  и повела в самую гущу самцов. Думаю, вот и всё, сейчас всё закончится. Но не тут-то было! Я не верил своим глазам – медведица прогнала 15 взрослых самцов в течение нескольких минут!

Защищая медвежат, Самапятая прогнала 15 взрослых самцов. Фото: АиФ/ Дарья Антонычева

Она была в страшном возбуждении. Выгнала даже самого большого. Все опасные соседи убежали на другую сторону реки. Так мать быстро навела порядок. Вдумайтесь, она не ела ничего с прошлого года, а на дворе июнь. И первую пойманную нерку съели её медвежата. Вторую – уже сама. Потом стала доставать по рыбке, и я стал за них спокоен. К вечеру самый маленький медвежонок, который еле ноги волочил, уже не мог есть икру… И в фильме вы увидите, как со временем окрепла и похорошела четвёрка наших медвежат.

Косолапые соавторы

А тем временем основная наша группа вела съёмку на Курильском озере. Медвежий рай… Здесь не люди, а медведи определяют дистанцию между вами. Порой медведь боится человека. А бывает, заинтересуется, подойдёт, понюхает и даже толкнёт. С нами постоянно работала волонтёры, помогали во всём, обеспечивали безопасность съёмочной группы. Первым прилетел камчатский фотограф Василий Русин, сделал первые снимки о работе группы. Один из волонтёров был ростом 2 метра 7 см. Медведи всё просто понимают – если ты большой и мощный, то тебя надо бояться. И он ходил без оружия, просто вставал в полный рост…  Я вот не помещаюсь в берлогу самки, а волонтёр Маша помещалась и проверяла размеры нескольких берлог изнутри.

Всё время спрашивают: а что происходило во время съёмок? Всегда какие-то события происходили! Волонтеры зазевались – подошёл медведь, забрал камеру и унёс. А чтобы не отняли, поплыл в озеро и там её бросил. Дайверы ныряли, но ничего не нашли.

В процессе съёмки мы искали интересные решения. Компания подарила нам десять камер «Гоу-Про», ими можно снимать под водой. А что, если просто оставлять камеру для медведей? Просто положить на землю, в воду? Оказалось, медведи знают, что делать – подходят и сами начинают «снимать» – маму, брата… Наши соавторы.

Любопытные медвежата. Фото: Кроноцкий заповедник/ Игорь Шпиленок

Главным партнёром в создании фильма был, конечно,  Кроноцкий заповедник. Сотрудники обеспечивали охрану всего этого великолепия, постоянно помогали решать практические задачи, консультировали. Работа проходила весело, романтика не иссякала. Наступила осень, пошёл снег, и наши медвежата стали очень красивыми… 

Где увидеть фильм?

Пока у фильма – фестивальная судьба. Нескоро он будет показан по телевизору и выложен в Интернет. Его очень охотно берут для показа на различных фестивалях, премьера прошла с большим успехом в Хельсинки.

Но фильм уже получил прокатное удостоверение, и прокатчики проявляют к нему интерес.  Пока трудно сказать, в каких городах его покажут. Но я уверен, что фильм обязательно должен демонстрироваться на Камчатке. Сделаю для этого всё, что в моих силах. Считаю, должны быть организованы и благотворительные прокаты для детей, школьников.

Медведи не постоянно в поисках пищи. Фото: Пресс-служба Кроноцкого заповедника/ Игорь Шпиленок

Каким будет следующий фильм? Возможно, про семейную жизнь камчатских лис. Дикая природа Камчатки невероятно богата живыми сюжетами. Я отношусь к донкихотам, которые считают, что мир вокруг можно менять в лучшую сторону. И наш проект, наш фильм – тому подтверждение.

Досье
Игорь Шпиленок родился в 1960 г. в Брянской области. Один из самых известных в России фотографов-натуралистов, автор нескольких книг и популярнейшего Интернет-дневника. Основатель и первый директор заповедника «Брянский лес». С 2004 года мастер регулярно наведывается на Камчатку, которая стала одним из основных и любимых мест его работы.