В Камчатском театре драмы и комедии возобновили проект «Театр изнутри». Общаясь с актёрами в неформальной обстановке, зрители узнают об их интересах и творческих секретах.
Главной героиней одной из первых встреч стала Заслуженная артистка Российской Федерации Зоя Янышева. Актриса рассказала о своём профессиональном становлении, любви к искусству и популярных театральных мифах.
Своя школа
Помню одно из первых несостоявшихся выступлений: в детстве на ёлке я должна была читать стихотворение: «Уронили мишку на пол», но струсила. Когда же меня стали уговаривать: «Зоечка, почитай», показала забинтованный палец, сказала: «Не могу, болит».
Но потом началась школа. Казалось, обычная новостройка в Измайлове, однако сейчас я понимаю, что она была необыкновенной. В школе работал просто удивительный коллектив талантливейших педагогов. Мне, абсолютному гуманитарию, было интересно посещать факультеты по математике, физике, химии. В это же время мы сами, ученики, организовывали чтецкие конкурсы и театральные мероприятия, преподаватели полностью доверяли нам.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Тогда вы и решили связать свою дальнейшую жизнь с театром?
Зоя Янышева: Нет, конечно. Я, вообще, собиралась поступать учиться на педагога. Готовилась к этому, в девятом и десятом классе ездила на лекции в МГУ.
Но в жизни всегда и во всём помогают друзья. По окончании школы две мои подружки предложили мне поступать в театральное. У меня таких планов не было, и одна я бы точно не пошла.
Мы стали пробоваться в ГИТИС, Щукинское, Щепкинское и МХАТ. В «Щуке» мне сразу сказали: «Вы – не нашей школы». Если честно, до сих пор не знаю, что это значит.
По итогам туров я проходила в ГИТИС и «Щепку» – долго выбирала между ними и остановилась всё-таки на первом. ГИТИС стал для меня прекрасным домом, в котором я выросла.
Опять же, мне невероятно повезло с потрясающими педагогами. Художественным руководителем курса был Владимир Алексеевич Андреев, у нас преподавали Ирина Ильинична Судакова, Геннадий Андреевич Косяков, Михаил Михайлович Козаков, Станислав Андреевич Любшин… Об этих людях можно говорить бесконечно! Наши преподаватели всегда были в курсе дел студентов, они знали, у кого и что случилось, переживали за каждого. Мне очень нравилось учиться.
В институте я познакомилась и со своим мужем, режиссёром Валентином Васильевичем Зверовщиковым. Думаю, что сначала мы друг другу активно не понравились, так иногда бывает в жизни (смеётся).
Я? Да никогда!
– Вы преподаёте технику речи камчатским журналистам радио и телевидения. Значит, педагогом вы всё-таки стали…
– Сегодня я понимаю, что если бы не поступила в театральное, то точно пошла бы в педагоги. А вот уже из театральной жизни в преподавание меня буквально выпихнул Борис Михайлович Киркин (возглавлял Камчатский театр драмы и комедии с 1985 по 1995 год. – Прим. ред.). Он сказал, что в одной из школ открывают театральный класс, и предложил мне стать педагогом, на что я ответила: «Я? Да никогда!». Но Борис Михайлович настоял: «Нет, мне кажется, вам надо попробовать». Так и начала.
Вместе с этим стала преподавать технику речи в театре, потом на радио и телевидении. Сегодня на Камчатке у меня много учеников, и я преподаю, потому что мне это интересно.
– Вокруг жизни артистов всегда витает много мифов. Развеете некоторые из них?
– Да, у меня есть некоторые, самые любимые. Например, что актёры – это богатые бездельники. После спектаклей мы садимся все вместе, делим деньги и разбегаемся по кабакам. Вообще, театр – это абсолютное беспутство и непотребства.
Но всё совершенно иначе. У нас в театре много семейных пар с большим стажем. И это понятно, кто же ещё уживётся с театральным супругом? Когда ты ищешь свои туфли, а их нет: «Ну, ты же их давно не надевала, я их в костюмерку отнёс».
Мы дружим, наша артистка Татьяна Григорьевна Артемьева – одна из моих лучших подруг. Сегодня в театре новый главный режиссёр, пока мы с ним поработали над одним спектаклем – «Калека с острова Инишмаан». Мне было комфортно, Олег Юрьевич относился очень терпеливо. Дело в том, что в спектакле мы играем в паре с Таней, а нас и по одиночке-то сложно переносить (смеётся).
И частная жизнь артиста совсем другая, не такая, какой её представляют. Взять наши поездки на гастроли, особенно раньше – это кастрюли, кипятильники, дети, собаки, попугайчики. Ну, и мы с большими чемоданами. Работаем в разных условиях, днями и ночами. Но нас сюда никто не звал – это исключительно наш выбор.
Беззаветная любовь
– Вы уже несколько лет проводите в театре проект «У Никольской сопки». Расскажите его историю.
– Проект несколько лет назад придумала моя коллега, актриса Светлана Дударева. Она – огонёк по нетерпению и истовости. «У Никольской сопки» – конкурс чтецов для людей разных возрастов.
Поработав над идеей, мы начали проводить проект, прослушивать людей, кого-то из них отбирать для финала и работать с ними, как педагоги. В этом помогали и Татьяна Артемьева, и Юлия Николаева, и Екатерина Пивинская. Финал обычно проходит на пленэре – у Никольской сопки.
Меня поражает и радует, когда взрослые люди участвуют в конкурсах и читают стихи, это замечательно. А небольшой театр в маленьком городе невозможен без просветительской миссии, как мне кажется.
Кстати, наша театральная жизнь тесно связана с библиотеками, они нам помогают со многими проектами, за что мы им невероятно благодарны. Вообще, библиотеки – это моя давняя страсть. В детстве я состояла в активе Дома пионеров на Спартаковской улице в Москве. Меня пускали в хранилище, и я всегда выбирала самые толстые книги для прочтения.
– Зоя Серафимовна, вы работали в Волгоградском театре драмы, часто бываете на гастролях в других городах. Чем наш театр отличается от остальных?
– Мы живём далеко и изолированно, и поэтому Камчатский театр драмы и комедии настолько тёплый, родной и домашний. Здесь есть театральные династии, много семейных пар.
И я всегда думаю, что артисты хотя бы выходят на сцену. Но реквизиторы, монтировщики, художники, костюмеры, постижёры и все остальные из-за чего здесь? Эти люди настолько беззаветно любят театр, как, наверное, все мы – Камчатку.
Когда мы на гастролях работали в Ленкоме, заметили совершенно другие отношения в театре, жесточайшую субординацию между цехами и актёрами и даже внутри труппы.
Но здесь по-другому, мы все дружны, и наш потрясающий коллектив, и домашний театр всегда меня изумляли.