Наука горняков: кому Земля доверяет свои дары

Два года назад по инициативе НП «Горнопромышленная ассоциация Камчатки» 11 июля включили в календарь официальных праздников региона. Теперь в эту дату отмечают День работника горной промышленности Камчатского края. Праздник приурочили к открытию первого на полуострове полнопрофильного горно-обогатительного комбината «Агинский», которое произошло 11 июля 2006 года.

   
   

Накануне профессионального праздника президент Некоммерческого партнёрства Александр Орлов и генеральный директор АО «Камчатскстройматериалы» Иван Речкалов рассказали о достижениях камчатских горняков и проблемах отрасли.

Профессия – синоним судьбы

На вопрос, зачем горнякам Камчатки нужен был свой праздник, если в России уже отмечаются День геолога и День металлурга, Александр Орлов дал исчерпывающий ответ: «Геология – наука о земле. Её важнейшей задачей является исследование, изучение геологических событий, происходящих на планете. Это широкое понятие. Металлургия, безусловно, относится к горной промышленности. Однако на Камчатке добываются не только металлы – золото, серебро, медь, никель, кобальт – но и уголь, газ, термальные воды, общераспространённые полезные ископаемые.

В сфере недропользования, которая на полуострове прочно заняла свою нишу, работают около пятидесяти компаний, в которых трудятся почти пять тысяч человек. Свой праздник для горной промышленности Камчатки – это реальные возможности сплочения предприятий, занятых разведкой и добычей полезных ископаемых. Это повод совместно отмечать трудовые достижения, популяризировать профессию горняка.

Я от себя лично и от имени «Горнопромышленной ассоциации Камчатского края» поздравляю всех, кто с гордостью называет себя горняком. Кто тяжёлым, самоотверженным трудом приумножает экономический и промышленный потенциал страны и региона. Отмечу, за последние пять лет Камчатка получила от недропользователей почти 30 миллиардов рублей инвестиций и свыше шести миллиардов рублей в виде налогов.

Хочется пожелать, чтобы дело, которое для большинства из нас стало синонимом судьбы, было почётным и востребованным, а усилия по достоинству оценивались».

Иван Речкалов поддержал коллегу. Роль компании, которую он возглавляет, в современной истории развития региона сложно переоценить. А занимается она как раз добычей общераспространённых полезных ископаемых и производством из них нерудных стройматериалов.

   
   

Производственное объединение «Камчатскстройматериалы», преемником которого стало одноимённое акционерное общество, было создано по решению Камчатского облисполкома 25 октября 1967 года. Перед предприятием поставили задачи разработки месторождений песка на Халактырском пляже, шлака у Козельского вулкана, карьера диабазов на Петровской сопке в Петропавловске-Камчатском. Можно с уверенностью утверждать, что большая часть зданий и сооружений, которые эксплуатируются ещё с советских времён, построены с применением общераспространённых полезных ископаемых, добытых поколениями рабочих предприятия.

Фото: АиФ-Камчатка

О легендарной «Халактырке» и непраздничном...

Месторождение халактырского строительного песка уникально. Его разведали советские геологи в 60-х годах прошлого столетия, и с тех пор значимость объекта ничуть не уменьшилась. Установленные границы месторождения «Халактырка-1», где добывается песок, подходящий по характеристикам именно для использования в промышленности, так же неизменны уже более полувека.

Иван Речкалов рассказал, что сегодня предприятие осваивает лицензию на добычу чуть больше 100 тысяч тонн песка в год. В советский период, когда активно работал домостроительный комбинат, эта цифра была в четыре раза выше. Впрочем, акционерное общество не единственный недропользователь «Халактырки-1». Разрешения на освоение месторождения имеют ещё три компании. Но, по словам Ивана Речкалова, эта тема, уже не для праздничного материала. И причина отнюдь не в конкуренции, а в многочисленных нарушениях, которые допускают другие пользователи. Зачастую они игнорируют экологические требования к процессу добычи и значительно занижают объёмы полученного ресурса. Да, песок – единственное возобновляемое нерудное полезное ископаемое, и океан приносит его практически столько, сколько отдаёт, но это не значит, что добывать ресурс можно хищническими методами.

Мало кому известно, что на Халактырском пляже, помимо строительного песка, есть месторождение титано-магнетитовых песков. Они используются исключительно в металлургической промышленности и абсолютно не пригодны для строительства. Бетон с добавлением такой добавки теряет свои свойства. И ладно, если развалится изготовленная из некачественных стройматериалов бордюрная плитка, а если это будет жилой дом?.. Между тем титаномагнетит по незнанию или намеренно вывозится с пляжа под видом строительного песка.

Как отметил Иван Речкалов, в качестве решения проблемы акционерное общество не раз предлагало установить на дороге к океанскому берегу весовой терминал для контроля вывоза песка. Но поддержки это предложение почему-то не нашло.

Что касается самой дороги, то её обслуживанием в добровольном порядке десятки лет занимается именно «Камчатскстройматериалы». Специально для этого предприятие закупило дорожную технику. И только в этом году появилась хрупкая надежда на то, что ситуация изменится. В июне администрация Петропавловска-Камчатского объявила аукцион на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги к Халактырскому пляжу. Решение взять на себя хотя бы часть расходов со стороны города вполне логичны. 

Берег океана уже давно стал одной из визитных карточек туристического кластера региона. Здесь с 2013 года развивается «Визит-центр». И всё бы хорошо, но место для своего базирования организаторы эко-туризма выбрали вплотную к лицензионному участку добычи песка. Причина понятна – дорожная инфраструктура предприятия позволила сэкономить немалую сумму. И оттого особенно удивительно звучат сегодня обращения турорганизаторов с  требованием передвинуть куда подальше, а то и вовсе прекратить работу  «Халактырки-1».

Видимо, инициаторы этих предложений не очень понимают, к чему может привести закрытие единственного на полуострове месторождения строительного песка. Завозной ресурс на порядок повысит цену и без того дорогого дорожного и жилищного строительства. Кстати, для реконструкции взлётно-посадочной полосы главного аэропорта региона, куда прибывают, в том числе и туристы, использовался местный песок.

Фото: АиФ-Камчатка

По дорогам горняков идут туристы

Разговор об инфраструктуре, которую создают вокруг своих объектов недропользователи, продолжил Александр Орлов.

С горной промышленностью полуострова связана вся его жизнь. Приехав на Камчатку в 1966 году, он прошёл ступени от техника-геолога до заместителя генерального директора ПГО «Камчатгеология». В 1977 году с четырьмя коллегами открыл Родниковое золоторудное месторождение, которое продолжает успешно осваиваться. Трудился в краевом правительстве. Сегодня, являясь президентом «Горнопромышленной ассоциации Камчатки», Александр Алексеевич отстаивает славу родной отрасли, пропагандирует её, доказывая, что без  горняков региону не обойтись. Особенно северам, где нет ни туризма, ни добычи рыбы, зато есть огромные неисследованные запасы полезных ископаемых. И федеральному центру пора обратить на это внимание.

Возвращаясь к вопросу о развитии туризма, Александр Орлов напомнил, что именно благодаря недропользователям край получил дорогу на столь любимую многими Мутновку. Что те же «Камчатскстройматериалы», освоив месторождение козельского шлака, обеспечили спортсменам и любителям прогулок полноценную транспортную артерию на Козельский вулкан.

«Любое горнодобывающее предприятие, прежде чем приступить к работе, обеспечивает себя инфраструктурой, – подчеркнул Александр Алексеевич. – Например, каждый камчатский горно-обогатительный комбинат имеет свой сухой полигон для твёрдых отходов. Для людей, работающих вахтовым методом, созданы все условия для жизни. На «Аметистовом», например, теплицы с огурцами есть. А камчатский туризм, увы, зачастую пока не может похвастаться даже доступными уборными...».

Рыба ГОКов не боится

Не теряет актуальности для отрасли и тема экологии. Никто не станет отрицать очевидного – любое вмешательство человека в природу, причиняет ей определённый урон. Но его можно и нужно минимизировать. Ни одно предприятие горной промышленности не начнёт работу без предварительной экологической экспертизы, в которой задействованы серьёзные институты.

Александр Алексеевич отметил, что его искренне удивляют заявления псевдоэкологов, утверждающих, что недропользование приносит невосполнимый ущерб рыбным запасам полуострова. Этого не может быть хотя бы потому, что горно-обогатительные комбинаты, существующие в регионе, в той или иной мере связаны всего с одним процентом камчатских рек. Ни в Усть-Большерецком, ни в Усть-Камчатском районах, где добываются основные лимиты лосося, ГОКов нет. А вот браконьеров хватает...

Между тем, горняки отчисляют немалые средства на компенсацию ущерба, причинённого природе. Деньги идут, в том числе, и на воспроизводство красной рыбы. Рыбоводные заводы ежегодно выпускают в природу миллионы мальков, выращенных за счёт этой программы.

«В 2021 году два профессиональных праздника – День рыбака и День горной промышленности Камчатского края выпали на 11 июля, – заметил Александр Алексеевич. – Это в какой-то мере символично, поскольку обе отрасли являются ключевыми для региона. От имени горнопромышленников поздравляю всех рыбаков Камчатки с профессиональным праздником и желаю им высоких уловов и успехов в нелёгком труде. А жителям Камчатки хочется пожелать доступных цен на рыбу».

Фото: АиФ-Камчатка

С места в карьер

В буквальном смысле именно так и произошло. Наш разговор, начавшись в кабинете, скоро продолжился в зоне карьера диабазов на Петровской сопке. Экскурсию провёл Иван Речкалов.

Иван Евгеньевич возглавил предприятие в непростой период. В мае 2016 года в авиакатастрофе погиб предыдущий руководитель компании Николай Тончук. Коллектив очень переживал смерть Николая Алексеевича и внимательно присматривался к новому начальнику, избранному советом акционеров. А он искренне старался не подвести. Получилось не только сохранить кадры и ресурсы, но и активизировать производство, сделав акцент на обновление техники.

Карьер ежегодно выдаёт 75-80 тысяч кубометров высококлассного щебня различных фракций и единственный в регионе образец отсева, без которого невозможно производство щебёночно-мастичного асфальтобетона, так называемого ЩМА. Именно использование ЩМА в соответствии с ГОСТом в этом году заложил в контракт на строительство дорожного полотна минтранс Камчатки. И появилась надежда, что новая технология, ставшая возможной усилиями предприятия, наконец улучшит качество дорог.

«Мы рассчитываем наращивать усилия. Во времена СССР, когда активно развивалось строительство, карьер выпускал до 475 тысяч кубометров готовой продукции ежегодно. Это реально и сегодня, особенно если учесть, что добываемый нами камень уникален по своей плотности. Главное, чтобы был рынок сбыта», – поделился планами Иван Речкалов.

Он с нескрываемой гордостью демонстрировал циклы работ, производимых на карьере. Вот экскаватор, буквально вгрызаясь в скалу, дробит породу, спустя несколько минут гружённый камнями самосвал отъезжает в сторону дробильно-сортировочной установки, там отгруженный диабаз перерабатывается, просеивается и выходит готовый продукт – щебень и отсев различных фракций. Иван Евгеньевич зачёрпывает горсть щебня – ладони остаются чистыми. Удивительно, но количество пыли за счёт внедрённого в технологию производства орошения, даже совсем рядом с установкой, минимально.

«Мы намеренно попросили закрепить на Петровской сопке точку замера воздуха, чтобы доказать безопасность карьерных работ для экологии. Кроме того, подчеркну, мы по-прежнему действуем в установленных границах участка. Добыча диабазов идёт вглубь, а не вширь карьера, – подчеркнул Иван Евгеньевич. – Экспертизу в обязательном порядке проходят и извлекаемые недра. Уровень радиации нашей продукции в десятки раз ниже допустимых пределов».

Уходить из карьера совсем не хотелось. Оказалось, очень интересно наблюдать за чётко организованным производственным процессом. А ещё завораживало ощущение бесконечной мощи Земли, которой она щедро делится, но только с теми, кто искренне ценит и бережёт её дары.

Татьяна Яковлева

Справка
Сто процентов общераспространённых полезных ископаемых, добываемых в Камчатском крае, не экспортируются и используются для нужд местных потребителей. В прошлом году предприятия, занятые добычей, заплатили в бюджеты всех уровней 151,82 миллиона рублей налогов. Налог на добычу полезных ископаемых, который в полном объёме остался в региональной казне, составил 33,14 миллионов рублей. Сегодня на горнопромышленных предприятиях создано более 450 рабочих мест. Компании активно развиваются и инвестируют в экономику Камчатки.