Как обеспечить настоящее качество дорог и когда мы будем ходить и ездить по гладкому асфальту, а не пересчитывать ухабы? На эту тему корреспондент пообщался с руководством ООО «Устой-М» – одного из самых известных предприятий полуострова.
Предмет для гордости
- Ваше предприятие занимается только дорогами для транспорта?
- Гордитесь этой работой?
- Мне приятно, что наша компания удостоилась чести реализовать такой проект. А гордость появится лет через пять, когда я буду на сто процентов уверен, что сделали всё, что от нас зависело.
Ещё один важнейший объект – реконструкция автомобильной дороги на 249–260 километрах со стороны Милькова, это Шаромский участок, в данный момент завершаются работы по устройству земляного полотна.
- Говорят, там вы применяете новые технологии?
- На Мильковской трассе есть очень сложные участки, мы их называем пучинистыми. Во избежание вспучивания дорожного полотна проектом была предусмотрена замена слабых грунтов. При этом на основание дороги выкладывается нетканый синтетический материал дорнит, который не только исключает пучинообразование, но и обладает дренирующими свойствами – отсекает влагу от дороги. Кроме того, для дополнительного дренажа применяем фетили из этого же материала, которые укладываются поперёк дороги через каждые 15 метров, с уклоном из центра на откос. Уже два года мы работаем по новой технологии, специально разработанной для нас Хабаровским научно-исследовательским институтом.
- На Камчатке всего-то две большие дороги: одна до Усть-Камчатска, другая до Усть-Большерецка. И ни одну из них десятилетиями не могут привести в нормальный вид… Я помню, Мильковскую трассу начали строить ещё в восьмидесятых годах прошлого века.
- Я тоже помню своё детство конца восьмидесятых. Чтобы увидеть отца Юрия Валентиновича, прирождённого дорожника, приходил к нему на работу в ДСУ-2 в Мильково. И часами, его дожидаясь, разглядывал стенды. На них по плану должны были соединить эту дорогу в 1999 году. То есть мы уже лет 15 ездили бы до Милькова по асфальту! Но не случилось… Я буду счастлив, если в ближайшие годы этот проект осуществится.
- Насколько вы уверены в качестве построенной, реконструированной или отремонтированной дороги?
Беспокоясь о качестве выполненных работ, мы приняли решение приобрести цементно-помольную установку и бетонно-растворный узел, который в данный момент монтируется. Пока изделия из железобетона и бордюрный камень покупаем у сторонних организаций, и он нередко разрушается уже на второй год. А мы хотим обеспечить гарантированное качество продукции и эксплуатацию того же бордюрного камня на срок, нужный заказчику. Как минимум на 5 лет!
Залог успеха
- А как контролируется качество работ?
- В «Устой-М» – единственная на Камчатке аккредитованная лаборатория с ежедневным внутренним и внешним контролем качества асфальтобетонной смеси (АБС) и выполненных работ. Состав АБС очень важен – это соотношение всех фракций щебня и других ингредиентов, таких как минеральный порошок и битум. Качественная составляющая продукта – залог успеха.
- «Устой-М» выполняет весь спектр дорожно-строительных работ: содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог.
- Кстати о строительстве. Говорят, что в Эссо и Анавгае ваша фирма укатала в асфальт территории, прежде никогда не видевшие такого благоустройства?
- В Эссо и Анавгае нами были произведены работы по благоустройству муниципальных дорог поселений, также был участок и краевой трассы – подъездной дороги к райцентру. Кстати, в Эссо были применены новые технологии: композитный материал плюс георешётка, в едином целом. Производилась выемка грунта, выкладывалась подложка-основание, отсыпалась песчано-гравийная смесь, затем – слой щебня и два слоя асфальтобетона. Все основные дороги в Эссо так уложили! На сегодняшний день на Камчатке это единственное место, где была применена такая технология. И очень приятно, что краевое правительство, проектировщики, экспертиза начинают думать о том, что лучше сделать качественно и долговечно. Да, это будет чуть дороже, но основательно. А не так, чтобы растянуть три рубля на 22 квадрата.
- А почему бы не применять такие технологии на всех остальных участках камчатских дорог?
- Во всех странах, куда я летаю учиться, верхний слой асфальтобетона – не покрытие, как в России, а слой износа, который должен наноситься на какое-то жёсткое основание, например, железобетонные плиты. В XXI веке в качестве слоя износа применяются полимеры или ЩМА – щебёночно-мастичный асфальтобетон. А у нас же из-за недостатка финансирования жёсткое основание заменяется лишним слоем АБС. Чтобы замедлить процесс старения асфальта, применяются адгезионные добавки. Вся проблема в том, что мы живём на Камчатке и связаны по рукам и ногам стоимостью работ. Тот же битум везём из Центральной России и Сибири. А в проект закладывается его цена без стоимости перевозки!
- И всё же вы планируете переходить на более прогрессивные технологии?
- Несколько лет назад «Устой-М» сделал ЩМА на участке в шесть километров в районе Сокоча и показал, насколько это лучше. Это высокотехнологичный асфальт с более крупной однородной фракцией щебня, с большей концентрацией битума и минерального порошка и добавлением синтетических волокон, армирующих всю смесь. За счёт чего и достигается долговечность и износостойкость. Нам очень понравилось. Конечно, вышло дороже обычного асфальтобетона процентов на 20 %, но это окупаемо! Пока участок такой – единственный в своём роде, он до сих пор цел и невредим.
Три составляющих
- Вы так серьёзно относитесь к качеству работ… Репутацию бережёте?
Знаете, для любого мужчины очень важно быть специалистом в своём деле и видеть результаты своей работы. Может быть, именно это нас и объединяет. Наша цель – саморазвитие и достижение высокого уровня. Всё это – наша идеология. Я – камчадал, здесь родился и вырос. Хочу, чтобы мои три сына впитали то, что я впитал от своего отца.
Смотрите также:
- Дорожники: расчищать город мешают люди и нехватка техники →
- Без дорог край не поднять →
- Дорога в будущее →