На следующей неделе, 5 ноября, стены Камчатского театра драмы и комедии покинет главный режиссер Валентин ЗВЕРОВЩИКОВ. Он отбывает в Иркутск на преподавательскую работу. Впрочем...
"Рвать с Камчаткой я бы не хотел", - сказал Зверовщиков на прощание, поэтому и у нас остается шанс увидеть его новые постановки...
Об Иркутске
- Валентин Васильевич, почему уезжаете?
- Полуостров время от времени покидают все. Очевидно, настала пора - я проработал здесь 32 года. Пригласили в Иркутск в качестве художественного руководителя театрального училища. Одновременно буду вести курс молодых артистов. Плюс ко всему там театральная атмосфера совсем иная. Только в Иркутске шесть театров! А в области - около 15-ти. Ближайшие города - Красноярск, Улан-Удэ, Томск, Омск - та же картина.
Сибирь - это культурное ядро. Там от театра до театра, из одной области в другую, можно добраться за полтора часа. А на Камчатке был один театр, и до ближайшего нужно лететь на самолете два с половиной часа...
Еще в Иркутске очень хорошая интеллигентная среда. Там трепетно относятся к театру. На каждый спектакль государство выделяет постановочные средства. А здесь мы сами зарабатываем...
- Чем займетесь, сойдя с трапа самолета?
- Я хотел отдохнуть, но... Один театр уже ждет "Укрощение строптивой" Шекспира, другой - "Вечер с бабуином" Кантора. Плюс педагогика. Нужно умудриться все это как-то совместить....
О театре
- Очередной камчатский театральный сезон 16 октября открылся премьерой вашего спектакля "Три сестры". Удовлетворены последним аккордом?
- Я ничем никогда не удовлетворен. Театральное творчество - это вообще чаще всего процесс, а не результат сиюминутный. К примеру, "Баня" Маяковского провалилась на премьере, а затем с возрастающим успехом шла на сцене театра 35 лет. К сожалению, актеры не знают, как играть Чехова. Они сомневаются, хотят играть себя, свои амбиции, а не текст автора. Это самое трудное в постановках Чехова. К тому же вообще пьесы Антона Павловича начали ставить только лет десять как. Увы, портовый город приучен к облегченному репертуару. Сетовать можно - да, надо-де ставить классику... И мы можем поставить, но зрителей на них не хватает... И я не уверен, что постановка "Трех сестер" будет долговечной. Дай бог, чтобы отстояла сезон, два...
- Наверное, это будет зависеть и от актеров...
- Артисты на Камчатке хорошие. Другое дело, что им самим нужно в это поверить. С ними надо заниматься. У нас их очень мало - вся труппа 23 человека, из них 8 мужчин. И эти 8 человек каждый день выходят на сцену. Это очень сложно, потому что организм требует эмоциональной передышки.
А нашим приходится работать на износ. Я сам себя последние 10 лет ощущал не иначе как постановочной машиной. Заканчивал один спектакль и сразу же начинал следующий. А иногда приходилось репетировать сразу два параллельно. В то время как мои коллеги выпускают по 1-2 спектакля в год, я выпускал до шести...
- Можно ли назвать условия камчатских артистов нормальными?
- Нет, конечно. Это создает проблемы и театру. Здесь нет режиссуры. У нас в труппе один режиссер - это я. Есть еще артисты, которые ставят спектакли раз в год, но взять на себя 2-3 спектакля в сезоне никто себе позволить не может. Пригласить режиссера с материка тоже проблематично - для этого нужны деньги под высокие запросы.
Самим артистам жить негде. Если край заинтересован в театре, он должен заботиться о молодых актерах, у которых нет бытовой базы. А если этого нет, то нечего ждать отдачи от театра. Увы, половина труппы не имеет постоянного жилья. Сейчас мы не можем предоставлять даже общежитий, поэтому артисты кочуют с квартиры на квартиру. Я в течение 10 лет несколько раз "обнулялся" - сталкивался с тем, что начинаю сезон, а у меня нет труппы. И репертуара, который был еще вчера, сегодня просто-напросто нет. Поверьте, это очень трудно - заново начинать каждый театральный сезон. Но, слава богу, как-то выходили из ситуации...
Впрочем, сейчас проблема жилья начала решаться на краевом уровне (в пятницу, 22 октября, после спектакля "Женитьба Белугина" губернатор Алексей Кузьмицкий вручил ключи от 2-комнатной квартиры молодой актрисе Театра драмы и комедии Екатерине Пивинской. До конца этого года жилье обещано еще двум актерам, а также режиссеру по свету. - Ред.).
О провалах
- Наши артисты достаточно зарабатывают?
- Большинство артистов камчатского театра работают на двух-трех работах. Никто тут как сыр в масле не катается. Средняя зарплата - около 15 тысяч в месяц, и подрабатывают не от сладкой жизни.
- Труппа часто меняется?
- Уезжают артисты. В Москву, за славой. Но, надо отдать должное, все там устроены, в большинстве своем работают по профессии в хороших театрах.
- Вы помните свои самые успешные и провальные спектакли?
- Всякое бывало, но на провалы и успехи я спектакли не делю. Мне иногда провалы дороже. Вы знаете, люди с постановок уходят всегда и везде. Они надевают пальто даже во время спектаклей известных режиссеров с мировым именем.
- Как вам наш театр после ремонта?
- В смысле архитектуры есть и получше. А наш театр - это следствие последовательных компромиссов. Но условия для работы артистов стали однозначно лучше. В театр наконец-то пришло тепло, что очень важно для людей, которые проводят в нем большую часть своей жизни. Не протекает крыша, ничего не льется на голову.
О церкви
- Недавнее освящение храма в Петропавловске закончилось шоу, постановщиком которого вы являлись. Выход владыки Игнатия на сцену был частью вашей задумки?
- Боже упаси. Владыка оказался на сцене совершенно случайно. К этому времени в районе храма образовалась несусветная пробка, а он ехал из Елизова. Пока добрался - треть представления уже прошла... Я, конечно, никогда бы не решился занять владыку как артиста...
- Вы сами в церковь часто ходите?
- Когда тяжело, хожу, а когда легко, забываю и понимаю, что это неправильно. Но глубоко религиозным человеком назвать себя не могу, потому что не был приучен к этому с детства. Я ведь и крестился здесь - лет 25 назад у отца Ярослава...
- В чем, на ваш взгляд, основная людская проблема?
- Не только на Камчатке, но и во всей стране - это воспитание и образование. Питательная культурная среда должна быть. А у нас мало что происходит в этом смысле. Вот прошел замечательный фестиваль театров кукол "Папа Карло". Но фестивалей, выставок должно быть больше! И говорить о них надо громко, а не шепотом.
Общения не хватает. Сам я с этим смирился давным-давно - если мне не с кем будет общаться, буду общаться с самим собой. И с Господом Богом. Кстати, поначалу мне не хватало на Камчатке театральных впечатлений. Я думал, надо съездить в Москву, посмотреть, как там... А потом понял, что мне и этого не надо. В действительности, нужно прислушиваться к себе...
- Что вас может сильно огорчить и обрадовать?
- Огорчить - предательство. А радуют удача, понимание, талант, когда он проявляется каким-то удивительным образом. Это всякий раз как чудо.
- Чем вы занимались в своем последнем камчатском театральном отпуске этим летом?
- Работал над романом. А еще съездил на недельку в Токио, потому что уезжать с Дальнего Востока, не побывав в Японии, было бы неправильно. Там я отказался от всяких экскурсий, купил самый дешевый велосипед, накачал шины и катался по всему Токио. Теперь я его знаю, как свой родной город...
О Камчатке
- Вы помните свои первые дни на Камчатке?
- Камчатка меня хорошо встретила. Я приехал сюда в конце 70-х в День рыбака. Был большой праздник на Озерновской косе, прекрасная погода. Какое-то время я жил в гостинице, а потом получил квартиру. В советские времена с этим все было нормально.
- Жаль расставаться?
- Я написал на прощание исторический роман "Корова Стеллера, или Проверка правописания по-французски". Вот там я выразил свое отношение к Камчатке. А в двух словах сказать, что я люблю край, где прожита большая часть моей жизни, - значит не сказать ничего... Я Камчатку люблю просто так, беспричинно. Она в меня впиталась. И рвать с ней, конечно же, не буду.
- Какое событие на Камчатке за последнее время вас впечатлило?
- Знаете, мы все время находимся "за забором" событий, поэтому самое важное для меня и артистов - это ремонт театра. А что снаружи... Мы этого порой даже не замечаем, честное слово.
- Ну хоть политической ситуацией владеете?
- Мне политика не интересна. Хотя были хорошие отношения с бывшим губернатором Машковцевым, к которому я мог обратиться в любое время суток за помощью и знал, что эта помощь будет оказана.
ДОСЬЕ
Валентин Васильевич Зверовщиков родился в 1948 г. в Свердловской области. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа, магистр искусств. Художественный руководитель Камчатского театра драмы и комедии с 2002 г. Член Союза российских писателей. Печатался в журналах "Огонёк", "Современная драматургия", "Дальний Восток", "Балтийские сезоны". Автор двух книг. Лауреат литературных премий и театральных фестивалей.
СПРАВКА
Мельпомена - в греческой мифологии одна из 9 муз, покровительница трагедии. Изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке. В переносном смысле "жрецы Мельпомены" - актеры. Символ сценического искусства.
Смотрите также:
- В. Зверовщиков: "Мы гости на празднике новой жизни" →
- Чем камчатские артисты отличаются от московских →
- За что камчатцы любят свой театр? →