...Слово "Касперский" у нас в стране давно стало нарицательным. Впрочем, известно оно далеко за пределами России, в которой "Лаборатория Касперского" продает лишь 10 % своих антивирусных компьютерных программ. Остальные покупатели ее продукции проживают в США, Китае, Германии, Франции, Японии и т. д.
На Камчатку человек-антивирус Евгений Касперский прилетел в середине июля. В течение месяца он вместе с девятью спутниками бродил здесь по лесам и горам, любовался местными достопримечательностями. А выйдя из леса, встретился с журналистом "АиФ-Камчатка".
Асфальт царю-батюшке
- Евгений Валентинович, новые российские машины не могут конкурировать даже с подержанными иномарками. Зато наши компьютерные программы считаются одними из лучших в мире. У вас есть этому объяснение?
- У каждого государства свои особенности. Почему, например, у нас на улицах грязь, а асфальт кладут только перед приездом царя-батюшки? На мой взгляд, это болезнь большой территории. В огромной стране нет острой необходимости наводить порядок в том месте, где ты живешь. Проще зайти за поле, за речку, за лес, там будет новая полянка, которую еще не успели загадить...
Почему у нас хорошо получаются компьютерные программы? Есть несколько причин. Одна из них в том, что и при царях, и в советское время огромные деньги в России вкладывались именно в систему технологического образования. Думаю, оно и сегодня одно из лучших в мире. Почему у нас хорошие программисты? Потому что программированием в России занимаются люди, которые учились на математиков, инженеров. По идее, они должны были решать более серьезные задачи. Программирование - не самое сложное из того, что они умеют. Почему в других отраслях мы не можем преуспеть? Наверное, желания нет. Если начинать с нуля серьезный проект, на его раскрутку уйдет 15-20-25 лет. А у нас пока еще нет культуры длительных инвестиций. Зачем вкладываться на долгий срок, когда можно дырку в земле проковырять - и оттуда польется нефть, а вместе с ней придут деньги.
- А когда к вам пришли деньги?
- Это происходило постепенно. Мы не в один миг из бедных стали богатыми. Но переломным, пожалуй, был 1997 год, когда мы лицензировали свои технологии двум европейским компаниям. Потом нам очень помог кризис 1998 года. Я тогда впервые почувствовал себя обеспеченным человеком. Рубль обесценился, а мы уже работали на экспорт, сидели на долларах, франках, немецких марках.
- Считается, что делать бизнес в России сложнее, чем за границей. Потому что у нас перед предпринимателями выстраивают множество административных преград...
- Нам в этом отношении повезло. Мы от чиновников практически не зависим. Все, что нам нужно для бизнеса, - это офис и электричество.
- А в какой стране удобнее всего делать бизнес?
- Если говорить о компьютерных технологиях, то, думаю, в США. Там отлажена система помощи начинающему бизнесу, существует большой рынок инженерной рабочей силы.
- Вы не пожалели, что назвали компанию своим именем. Вам это больше помогает или мешает в работе?
- Помогает. По моему мнению, если бизнес персонифицирован, это положительно влияет на имидж компании... Кстати, я не хотел называть компанию по своей фамилии. Но моя бывшая жена настояла, сказала: "Не нравится название Касперский, придумай что-нибудь лучше". Я не придумал.
Эстонию выключили
- Сейчас я задам вопрос, на который вы, наверное, уже отвечали тысячу раз. Понимаете, о чем я?
- Конечно.
- Ваш ответ.
- Нет.
- Кто же тогда придумывает вирусы?
- Если следовать вашей логике, то устраивать пожары должны пожарные, заражать людей болезнями - врачи. А кому выгодны землетрясения, войны, цунами, катастрофы? Журналистам...
На самом деле, еще 10-15 лет назад изготовлением вирусов занимались подростки, так скажем, из хулиганских побуждений. Но сегодня их энергия направлена в другое русло - компьютерные игры. Они гамаются...
А созданием вирусов занимается гиперпреступность, которая зарабатывает на этом деньги.
- Каким образом?
- На Западе, в основном, воровством средств с банковских счетов. А у нас за деньги можно развалить сайт конкурента или даже его бизнес, если он связан с Интернетом.
В последнее время компьютерные вирусы начинают использовать в политических целях. Израиль, например, постоянно атакуют хакеры. Когда в Таллине снесли мемориал советскому воину-освободителю, мощнейшей атаке подверглась Эстония. Эту страну тогда просто выключили.
- На ваш личный компьютер вирусы попадают?
- Нет. Я веду себя аккуратно, посещаю только проверенные интернет-ресурсы... Правда, однажды произошел забавный случай. На конференции по информационной безопасности несколько участников попросили у меня флешку, чтобы скопировать презентацию. Я сначала отдал флешку им, а потом передал ее организаторам конференции, которые, мягко говоря, удивились, обнаружив, что на флешке есть вирус.
- Вы сейчас, в первую очередь, программист или предприниматель?
- Если честно, я до сих пор не знаю - кто я. Могу сказать только, что программист из меня не получился. Программы я всегда писал плохо. А вот вирусы "долбал" хорошо. Кроме этого, мне удавалось грамотно анализировать информацию, собирать ее по крупицам, по пикселям и восстанавливать какую-то цельную картинку... Еще я умею подбирать команду, находить правильных людей и организовывать все так, чтобы они работали с удовольствием.
- Вы ощущаете себя каким-то особенным человеком?
- И да, и нет. Я стараюсь жить как обыкновенный человек. Хотя иногда понимаю, что в чем-то я, наверное, необычный...
- Был момент, когда вы проснулись знаменитым?
- Нет, все происходило довольно медленно... Я, как вы, возможно, заметили, не свечусь на федеральных каналах. Поэтому спокойно хожу в кино, в магазины, появляюсь в общественных местах. По фамилии меня все знают, а в лицо - никто. Так что я всемирно известный анонимный вирусный эксперт.
По грибы с медведем
- В который раз вы приехали на Камчатку?
- В третий.
- Где удалось побывать за прошедший месяц?
- Мы высадились восточнее Ключевской сопки, пешочком дошли до Безымянного, потом до станции Ленинградской, затем залезли на Плоский Толбачик... Кроме этого, побывали на Курильском озере, на Ксудаче, на Ходутке, на Горелом, под Мутновским вулканом.
- Медведей встречали?
- Мы как-то даже грибы с медведем собирали. Он подошел к нам метров на 10-15. Я с ним вежливо поговорил - и он убежал.
- Вы, кстати, сколько языков знаете?
- Русский и английский... Но слова "спасибо" и "пиво" знаю, наверное, языках на двадцати.
- Вы путешествовали по многим странам. Но в последнее время предпочитаете Камчатку. Неужели наша природа может чем-то удивить на фоне мировых достопримечательностей?
- Камчатка - уникальное место. Здесь множество удивительных природных явлений сконцентрировано на относительно небольшой территории, в пределах вертолетной доступности. Подобного я нигде в мире не видел. На Камчатке потрясающий видеоряд. Позавчера, например, мы были на Мутновке. Стояла отличная погода, мы потягивали виски, смотрели вокруг и молчали... Я очень люблю подобные моменты.
- Почему к нам едет так мало туристов?
- Потому что о вас не знают. Если начинаешь рассказывать о Камчатке где-нибудь в Америке или в Европе, все удивляются - а где она находится?
- В какую сумму обошелся вам отдых на Камчатке?
- Точно не помню. Но могу сказать, что это очень дорогое удовольствие. На деньги, которые мы здесь тратим за две-три недели, можно жить в Турции в пятизвездочном отеле три-четыре месяца...
Я, кстати, никак не могу понять, почему авиабилет до Петропавловска стоит значительно дороже, чем до Нью-Йорка...
ДОСЬЕ
Касперский Евгений Валентинович. Родился 4 октября 1965 года в Новороссийске. Основатель и крупнейший акционер ЗАО "Лаборатория Касперского" - международной группы компаний с центральным офисом в Москве. "Лаборатория Касперского" входит в четверку ведущих мировых разработчиков программного обеспечения для защиты информации от интернет-угроз. Представительства компании расположены в 60 странах. Ежегодный оборот "Лаборатории Касперского" более 400 млн долларов.
Смотрите также:
- Современные кочевники. Что делали немецкие журналисты на Халактырском пляже →
- Бывший мэр Петропавловска – о слабостях, мечтах и планах →
- «Таврида». Неделя из жизни журналиста →