По следу зверя...

   
   

...Петрович определил, что рысь задрала его собаку, на слух: та взвизгнула вдалеке. Потом понял, что у хищника на одной из лап не хватает двух пальцев - по следам. Он ее чувствовал, эту рысь, будто сам был зверем. И вычислил в итоге...

Валентин Симагин никогда не носит с собой компаса. Но даже беззвездной ночью интуитивно выйдет из любого места в лесу. Потому что тайга - это его жизнь...

- Отец мой был охотником, заготавливал пушнину для фронта. Это был бартер - на соболя меняли оружие в Америке. Собрали всех охотников в Усть-Камчатске и распределили им участки. Очень строго было: сдавать продукцию назначили в определенное время. За зверя отоваривали американскими продуктами, давали капканы, оружие, боеприпасы. Итог - за время войны выбили всего соболя в Быстринском районе. Госзаказ был такой: стрелять без ограничений, все для фронта и победы. После войны охоту на соболя запрещали, чтобы зверь восстановился.

Еще тогда промышляли горными баранами, медведями, оленями - сдавали мясо и шкуры. А в межсезонье отец Валентина работал пекарем, а мама была кондитером...

Планы и капканы

Он перенял все отцовские навыки - и печь хлеб, и охотиться на зверя и птицу. Все повадки зверей, способы, навыки обращения с оружием и капканами усвоил с детства.

   
   

- Это сейчас в лесах хозяйничают любители, - говорит Петрович. - Они выставляют сотни капканов и выбивают того же соболя подчистую. А ведь весь современный промысел держится только на профессионалах, которые к обитателям леса относятся по-хозяйски.

Любительский лов с использованием капканов, по убеждению Симагина, нужно закрыть:

- Моргнуть не успеем - и нет соболя! Потому что никто за этим сейчас не следит. Весь учет - от "фонаря". Каждый охотник делает отчеты - выдали кучу бумаг, и мы должны заполнять. А чиновники зачем сидят по кабинетам?

Петрович знает, о чем говорит. Лучший охотник района, он в доперестроечные времена за сезон добывал больше ста шкурок. А теперь раз в год Симагину выписывают путевку и дают разрешение на вылов выдры и соболя. Причем на каждого соболька нужно заполнить отдельную бумагу. Это раньше в одну можно было вписать сразу 10.

...Однажды Петрович ошибся - заполнил лицензию по старинке. Когда понял, что не так, переделал и все бумаги отправил по инстанциям. И началось... Он три раза ездил в Петропавловск, два раза писал объяснительные - по почте и лично в администрации края. В результате Симагину предъявили ущерб на 50 тыс. руб. и 1,5 тысячи штрафа.

- "Не умеешь лицензию заполнять - сиди дома или крыс лови", - сказал мне один из начальников. Как мальчику! Сидят, у всех компьютеры, секретарши. Чем они там занимаются? Нашли себе работу - охотников пугать, - сетует потомственный следопыт.

...На своем участке Петрович знает про соболя все: сколько самцов и самок, какого можно ждать приплода. У соболихи - свой район, как правило, живет на одном месте в пределах 5 - 6 км, у нее свое дупло, куда она постоянно возвращается. А самец бегает далеко.

На медведя... с матом

...С середины сентября, когда уже нет мух и по ночам морозы, Петрович раскладывает по намеченным местам приманку. Чтобы "меню" работало, его надо освежать раз в три дня. Тогда зверь прикармливается и бежит к привычному месту, как в столовую. А в охотничий сезон, который длится на соболя 3 месяца, с ноября по январь, Симагин уже точно знает, куда ставить капканы. И только на самцов. Как их различает? Например, по следам.

- Можно еще по экскрементам, повадкам. Самка, как все дамы, аккуратнее.

Как только выполнил план - капканы снял. "Охотник - регулятор численности зверя на своем участке", - говорит Петрович.

...Как-то в кораль с оленями, которых били на мясо в 45 км от села, повадился шатун. Весом с полтонны, за оленьей требухой. Выгнал всех охотников из округи, разорил избушки. Соболятники испугались и пришли в Лазо. Поручили Симагину, как самому опытному, разобраться.

Петрович подкараулил медведя и убил. Была пурга. Куда девать добычу? Взяли подъемник в леспромхозе, загрузили и привезли в деревню. Тогда все село приходило посмотреть...

Было ли в тайге страшно? Как-то раз Симагин охотился на ондатру. Он - с одной стороны озера, а с другой - медведица с двумя двухлетками. Сначала зверюги просто мешали, а потом... сами стали охотиться за Петровичем. Тогда он позвал соседа. Пришли к озеру. И тут медведица бросилась на Симагина. В ружье у него 4 патрона. Три - мимо. Четвертый раз, почти на расстоянии вытянутой руки, выстрелил в упор и повалил медведицу. А за ней - еще двое, ростом с мать. Сосед влетел со страху на дерево, у него остались патроны, а у Валентина - пустое ружье. Петрович тогда взял оружие за ствол, замахнулся на медведей и грозным окриком "посоветовал" убираться по известному адресу. Мишки опешили, потоптались на месте, развернулись и ушли восвояси.

Любовь и охота

- Охоту надо любить. По полгода в тайге, оторван от мира, семьи - дичаешь. Разговариваешь только с собаками. Из-за этого распались первые две семьи. А когда приходишь домой - не наговоришься с людьми. Но... тянет в лес! Долго не могу в цивилизации. Охота, лес - это главное, я живу зверем, чувствую его...

У Петровича на седьмом десятке лет нормальное зрение, стреляет без всякой оптики. Охотится с ружьем 32 калибра - оно маленькое, легкое, на пушного зверя. Это - его. "Иначе не смогу, - говорит Симагин, - сразу загнусь".

А дома Петровича вот уже 30 лет ждет верная жена Наталья. Если не занята по хозяйству, ее место - у окна. И основное занятие - ждать мужа из тайги или с рыбалки. Рыбачит Симагин так же, как охотится. Вся деревня знает - там, где Петрович, рыба есть. И когда односельчане его быстренько обкладывают, он только чертыхается...

Дитя любви Петровича и Натальи - дочь Валентина. Живет с мужем в городе, но приезжает к родителям в Лазо часто. Сейчас там ее ждут с особенным трепетом: дочка носит под сердцем ребенка.

Его богатство

...Однажды в июне, возвращаясь из лесу, Петрович подобрал двух маленьких бельчат, выпавших из гнезда. Видимо, их мать поймал ястреб или соболь.

Дочь выкармливала малышей из пипетки молоком, росли они в специальном сетчатом загончике. Один сбежал, а второй, Яшка, живет в доме Петровича уже 7 лет. У белки здесь три гнезда. На вешалке в прихожей Яшка соорудил себе спальню из ваты, надерганной из старого одеяла. Второе гнездо - на шифоньере в комнате дочери. Третье - в рукаве фуфайки, что висит в уборной. Ест Яшка шишки с елки, семечки, орехи. Любит и сухое молоко - прямо из пачки. А яблоки и груши прогрызает, доставая только семечки. Раньше Яшка чужих боялся, а сейчас запросто забирается на плечо к незнакомцу и нюхает ушко - знакомится.

...Суд по неправильно заполненной лицензии состоялся в отсутствии Симагина.

"Видимо, он настолько богат, что в состоянии заплатить 50 тысяч, коль не приехал", - комментирует один из руководителей Краевого агентства по охране и использованию животного мира Владимир Гордиенко. А ехать-то 500 км...

Представляю, как судебные приставы приедут описывать богатое имущество Петровича. Первым может пострадать почти новый двухкамерный холодильник. А еще древний и ржавый ГАЗик-"козлик". Такой же проходимый по тайге, как и его хозяин.

Рога для иностранцев

Приезжали на участок Симагина и иностранцы. Специально - на лося или на медведя. Участок у Петровича ухоженный, и зверь присмотрен. Последний раз были немцы - муж с женой, 10 дней жили в палатке. Но для них построили в лесу кухню с навесом для готовки, туалет, душевую - чтобы с комфортом. Еду готовили наемные повара, а сопровождали переводчик и охотники верхом на конях. Иностранцы выбирали себе лося с большими рогами - чтобы было чем похвастать на родине. Оружие у них - с оптикой. Подъезжали к пасущемуся сохатому, подходили метров на 300 и оценивали размер рогов. Если устраивал - стреляли. Забирали только голову. А наши, местные, разделывали тушу и отвозили мясо в сельсовет, где его распределяли по малоимущим, бесплатно...

И еще об иностранцах. Венгерский журналист Золтон снял целый фильм о Симагине. Жил у него полмесяца, ходил, фотографировал и снимал. Ленту потом показали на венгерском телевидении, а Петрович получил по почте кассету с записью...

ДОСЬЕ

Валентин Петрович Симагин родился 12 марта 1943 г. в Эссо. Начальную школу окончил в Усть-Камчатске. Продолжил учебу в Щапино Мильковского района - после переезда сюда семьи в 1955 году. После полгода учился на повара в Таежном. Был пекарем в Шаромах, Мильково, Лазо, Долиновке...В 1961 году перешел на работу во вновь организованный коопзверопромхоз в качестве охотника-рабочего. В 1967 г. коопзверопромхоз был реорганизован в госпромхоз. Трижды женат. Пятеро детей, шесть внуков, одна правнучка.

Смотрите также: