Николай Фатнев: "Машковцев был вожаком"

   
   

Считается, что высокопоставленные чиновники бывшими не бывают. Что даже после отставки они живут, как у Христа за пазухой: открывают собственный бизнес, числятся на хороших должностях в крупных компаниях или уезжают на покой куда-нибудь в теплые и благополучные края. Так происходит часто, но не всегда.

Бывший камчатский вице-губернатор Николай Фатнев, уволившись из областной администрации, планировал устроиться на работу водителем или оператором котельной установки. "Я из рабоче-крестьянской семьи и от своих корней никогда не отрывался. Поэтому как называется должность, на которой человек трудится, большого значения не имеет", - полагает Николай Федорович.

В беседе с корреспондентом "АиФ-Камчатка" он рассказал о своей жизни после отставки, встречах с Алексеем Кузьмицким, развале Камчатской ячейки КПРФ и многом другом.

С дальним прицелом

- Николай Федорович, накануне отставки Машковцева с поста губернатора все гадали, кто же придет ему на смену? На страницах газеты мы проводили на эту тему опрос среди камчатских руководителей. Единственным человеком, назвавшим тогда фамилию Кузьмицкий, были вы.

- Ну, во-первых, я по знаку зодиака Близнецы, поэтому у меня хорошо развита интуиция. А во-вторых, было понятно, что Кузьмицкого к нам не просто так прислали, а с каким-то дальним прицелом. Для него сразу придумали должность заместителя губернатора по местному самоуправлению, хотя раньше ее не было, да и сейчас нет.

   
   

Кстати, на совещаниях мы с Алексеем Алексеевичем всегда сидели рядом. Как-то я похлопал его по плечу и сказал: "Будущий губернатор". Но он только загадочно улыбнулся в ответ. Кузьмицкий тогда казался мне нормальным свойским парнем. Он гулял на моем 55-летии, ни апломба в нем не было, ни излишней самоуверенности.

- А сейчас вы с ним не встречаетесь?

- Встречаюсь иногда на дороге, когда он на "Мерседесе", с охраной и мигалками, проносится мимо. Я в таких случаях всегда Машковцева вспоминаю, который порой на рейсовом автобусе до работы добирался...

- Когда Кузьмицкого назначили губернатором, вы сразу стали готовиться к отставке?

- Нет, в отставку я не собирался. Я тогда возглавлял областную оздоровительную комиссию, но денег на летнюю кампанию для детей в региональном бюджете не хватало. Мне с этой проблемой довелось дважды ходить к Алексею Алексеевичу на прием. Но он, казалось, и не слышал меня, и не видел. Стало понятно: либо он в оздоровительной кампании не заинтересован, либо во мне. Поэтому я и написал заявление об уходе.

- Новую работу сложно было найти?

- Трудности, конечно, возникли. Ведь я коммунист, а наша партия среди новых хозяев жизни - не в почете. Но я был к этому готов.

Восстановил себе удостоверение оператора котельных установок. Думал, в случае чего в кочегарку пойти. Там график удобный: сутки отдежурил - трое дома. У меня есть водительское удостоверение всех категорий, кроме прицепа. При необходимости мог бы стать профессиональным водителем. Был вариант в суд устроиться, помощником судьи - не получилось. А как-то я заехал в Камчатские авиалинии. У меня там много знакомых, с которыми я трудился в летном отряде. Те, кто были тогда вторыми пилотами, теперь высокие посты занимают. Мне предложили должность начальника производственно-диспетчерской службы. И я это предложение принял.

- Ваша жизнь после отставки сильно изменилась?

- По телефону мне теперь звонят гораздо реже, чем раньше. Но свободного времени все равно не хватает. Люди по-прежнему обращаются с просьбами - кому-то нужно с работой помочь, кому-то с учебой, кому-то с переездом. Иногда злюсь на себя: зачем мне все это? Но и отказать не могу. Думаю, может, и хорошо, что обращаются. Значит, помнят. На прошлые выходные записал, что мне надо сделать. Набралось 15 пунктов!..

Что-то в моей жизни изменилось, а что-то - нет. В баньку, например, в Копае, мы ходим одним и тем же коллективом. Там на должности никто внимания не обращает. А о тех бывших знакомых, которые после моего увольнения отпали сами собой, и жалеть не стоит.

Буржуи научились выигрывать

- Покинув пост вице-губернатора, вы продолжили заниматься политикой. Даже приняли участие в выборах депутатов краевого Законодательного собрания...

- Да, принял участие и пришел к выводу, что сегодня парламентским путем победить наших зажиревших господ очень сложно. Буржуи научились выигрывать выборы. Я, конечно, был наивен. Полагал, что стану депутатом, потому что заслужил это право своими делами, а не словами. Моим оппонентом в избирательном округе оказался бизнесмен и член "Единой России" Эдуард Мелехин. Еще за год до голосования он завешал баннерами полгорода, рекламируя свой Фонд поддержки молодежи и спорта. Сейчас об этом фонде практически ничего не слышно. Да и тогда спортсмены приходили за помощью не к нему, а ко мне. Я хоть и не предприниматель, но бывало, отдавал свои личные деньги, если бюджетных не хватало, чтобы ребята могли съездить на соревнования. На выборах, тем не менее, победил Мелехин, причем с большим преимуществом.

- Вы тратили деньги на то, чтобы помогать спортсменам, а Мелехин - на то, чтобы рассказывать, как он им помогает. И его метод оказался более эффективным. Но отчаиваться, думаю, вам не стоит. Практика показывает, что членский билет "Единой России" пропуском во власть уже не является. Выборы мэра Елизова, например, ЕР проиграла, да и в Петропавловске только ценой неимоверных усилий протащила своего кандидата.

- То, что на местных выборах "Единая Россия" проигрывает, подтверждает, что в нашей жизни много проблем. Значит, у оппозиции сейчас широкое поле для деятельности. Жаль, что в этот период Камчатский крайком КПРФ, по сути, безмолвствует. Доходит до курьезов. Лидер "единороссов" Невзоров предлагает снять с должности Владислава Скворцова. А через неделю с такой же инициативой выступает первый секретарь нашего крайкома. Что же это за оппозиция, которая поет власти в унисон? На мой взгляд, коммунистам сегодня вожака не хватает. Вот Машковцев был вожаком! Но он уехал.

- А куда завел вас этот вожак? Когда он под красными знаменами пробился в областную администрацию, Компартия на Камчатке была очень серьезной политической силой. Казалось, под предводительством губернатора-коммуниста левое движение будет процветать. Но все произошло с точностью до наоборот. Когда Машковцев сдавал губернаторские дела, областная ячейка КПРФ не имела практически никакого влияния.

- Так получилось, что, когда Михаил Борисович возглавил администрацию области, проверенные партийные бойцы ушли работать к нему. А их смена в крайкоме оказалась слабенькой. Поэтому я считаю, что Камчатское отделение КПРФ развалил не Машковцев, а Смагин, нынешний первый секретарь.

- Николай Федорович, последний вопрос не о политике и не о работе, а об учебе. Насколько я помню, уже став вице-губернатором, вы поступили на исторический факультет нашего педуниверситета. Педагогическое образование получили?

- К сожалению, нет. Я ведь учился параллельно в двух вузах - педагогическом и юридическом. Юрфак окончил, а на педуниверситет времени не хватило. Оставил его на третьем курсе. Машковцев как-то хорошо выразился по этому поводу, мол, умному человеку и одного высшего образования хватит, а дураку и четыре не помогут. Но мысли о продолжении учебы меня, тем не менее, не покидают... Хотя есть и другая идея - написать для своих внуков и правнуков что-то вроде мемуаров. Жизнь у меня складывалась и складывается интересно - будет о чем рассказать. Тем более что архив под рукой. Он у меня в гараже хранится, вместо машины.

СПРАВКА

Фатнев Николай Федорович

Родился 15 июня 1951 года в Оренбургской области. На Камчатке с 1972 года. Работал во Втором Петропавловском объединенном авиаотряде авиатехником, затем пилотом.

С 1995 по 1998 годы занимал должность председателя комитета по социальным вопросам краевого Законодательного собрания. С 2001 по 2007 гг. - заместитель губернатора Камчатской области, начальник Управления по делам молодежи. Почетный донор России, в общей сложности сдал более 70 литров крови.

Смотрите также: