Российский флаг снова в Арктике

   
   

ПОГРАНИЧНЫЙ сторожевой корабль "Анадырь" уходил из Петропавловска-Камчатского в ясный, солнечный день 10 июля 2008 года, а вернулся в родной порт 3 сентября. Почти два месяца он нес службу у беринговоморских берегов Чукотки и в восточном секторе Арктики, олицетворяя собой Россию на ее далекой окраине среди морских туманов и льдов.

Зачем ходить в Арктику?

КОМАНДИР ПСКР "Анадырь" капитан 1 ранга Игорь Юрасёв говорит, что пограничные корабли давно уже не ходили в Восточную Арктику. Последним был в 1993 году ПСКР "Нева". Сторожевик нес службу в Чукотском море в районе острова Врангеля. После этого пограничники доходили морем только до Уэлена. И вот, спустя 15 лет, вернулись в восточный сектор Арктики, к острову Врангеля.

Зачем? Что-то изменилось в российской политике в отношении Арктики?

Да, изменилось. Арктика представляет для России огромный экономический интерес богатейшими природными ресурсами, главный из которых - нефть и газ шельфа.

С некоторых пор российская часть Арктики осталась малолюдной, отчего заокеанские соседи стали зариться на нее, завистливо и вожделенно посверкивая жадными глазами. "Сам не гам и нам не дам", - упрекают они Россию. Америка вообще мечтает превратить Чукотское море в открытое для экономического освоения.

Но Россия не сдается и, слава Богу, начинает предпринимать определенные меры. Президент утвердил программу по освоению и охране Арктики, и в этом документе много места отводится пограничникам как стражам государственных экономических интересов.

Еще в 2001 году Россия подала заявку в ООН на расширение своей полярной экономической зоны с 200 миль до 350, обосновывая это тем, что такова протяженность нашего шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка пока лежит без ответа, поэтому Россия стала предпринимать другие конкретные шаги. 2 августа 2007 года два глубоководных аппарата "Мир" погрузились на морское дно в районе Северного полюса, взяли пробы грунта и оставили там титановый флаг России. Теперь рассматривается вопрос о бурении глубоких морских скважин за подводным горным хребтом Ломоносова, чтобы с геологической точки зрения обосновать ширину полярного шельфа России. А чтобы США и остальной мир увидели, что восточный сектор наш и мы не согласимся отдать Чукотское море в международное освоение, "Анадырь" два месяца назад был послан нести туда российский флаг и стеречь границу.

- Демонстрация нашего флага в Восточной Арктике проведена, считаю, успешно, - говорит командир "Анадыря" Игорь Юрасёв. - Кто должен был его увидеть - увидел, сфотографировал, снял на видео и заинтересовался нашим присутствием. Но самое главное: мы показали российский флаг не только сопредельному государству США, но и гражданам нашей страны, живущим на Чукотке. И они были изумлены больше, чем американцы.

- До принятия арктической президентской программы мы не имели возможности так тщательно и добротно готовиться к походу, - говорят моряки "Анадыря". - На этот раз корабль прошел предпоходную подготовку на Петропавловском судоремонтном механическом заводе, были капитально отремонтированы котлы. Дополнительно к обычному набору продуктов нам выдали колбасу, сыр, печенье, сгущенку, сок и т.д. Горючки залили под самый жвак. Знай только служи!

Отслужили прекрасно

- ВСЕ элементы демонстрации кораблем российского флага были выполнены на высочайшем профессиональном уровне, в соответствии с хорошей морской практикой, - продолжает командир. - Экипаж показал слаженность, обученность и хорошие мужские качества.

...Мне, журналисту, посчастливилось пройти с экипажем всё море - от начала до конца, поэтому могу подтвердить слова командира. И я был не единственный прикомандированный на корабле. Как водится, с пограничниками ходили сотрудники Камчатской государственной морской инспекции Владимир Гришинский и Евгений Кропотов. Ходил и представитель штаба отряда ПСКР - флагманский механик, капитан 2 ранга Владимир Иванович Божок. Он ровно два года назад, в августе 2006 года, проходил Северным морским путем, участвуя в перегоне пограничных кораблей "Магаданец" и "Карелия" из Петербурга в Петропавловск.

В этом году из пограничных войск уволятся последние солдаты и матросы срочной службы, останутся только контрактники. В поход на "Анадыре" ходили 24 срочника. Один из них - матрос-рулевой Андрей Ващенко - призывался из города Уссурийска.

- Нам повезло сходить в дальний поход в зону Арктики, - откровенничает он. - До этого ходили в Охотское море, на Курилы и Командоры, но Арктика оставила особые впечатления. Да и сам дальний, долгий поход. Именно в нем мы стали настоящими моряками. Я, например, окончательно определился с профессией - остаюсь моряком-пограничником по контракту.

Командир электротехнической группы БЧ-5, капитан-лейтенант Рузвельт Гаджимурадов тоже отмечает необычность этого дальнего похода. На корабле только три инженера-механика, поэтому этим офицерам досталось чаще других стоять вахты, причем внизу, у машины. Но оставалось время полюбоваться берегами летней Чукотки и ледяными полями у острова Врангеля.

- Природа поразила, - говорит капитан-лейтенант, - но больше удивила суровая жизнь людей. Считаю, что государству надо серьезно браться за эту территорию, жители Чукотки достойны большего.

Чукотка изнутри

ПСКР "Анадырь" не только демонстрировал флаг России в Арктике, но и изучал район службы, чтобы следующим кораблям было легче ориентироваться в нынешней обстановке Севера. Это дало возможность посетить практически все населенные пункты Чукотки - как беринговоморские, так и арктические, вплоть до поселка Мыс Шмидта.

Бесспорно, администрация Романа Абрамовича успела многое сделать для Чукотки. Что ни поселок - то новые сборные дома из легких конструкций, от трех до семи телепрограмм, телефонизация и т.д. Но, на мой взгляд, пока не сделано главного - нет развитой, надежной системы промышленного производства. В поселках много безработных, особенно среди чукчей и эскимосов. Несколько сельхозпредприятий, занимающихся добычей морского зверя и китов, а также выпасом оленей, в состоянии держать на рабочих местах всего-то по нескольку человек. Остальные живут на их иждивении. И всякий раз выбегают на берег при виде корабля, встающего на рейде: а вдруг это туристы, которые купят у них поделки из моржовой кости и шкур.

Поразила Чукотка и сотнями мертвых моржей, лежащих на пляжах бухт. У всех выдраны драгоценные клыки, у самцов - пенисы. "Самолет низко пролетел, и моржи в испуге себя передавили", - охают местные жители. Но откуда же тогда в большинстве туш следы от огнестрельных ранений? И почему тот самый самолет низко пролетел, если на Чукотке всякий знает, что это недопустимо?

- В свете последних событий в России и этот регион будет продолжать развиваться, - уверен командир Юра.сёв. - Заставы наши там тоже благоустраиваются, причем по европейским стандартам. Думаю, все хорошее у Чукотки еще впереди.

..."Анадырь" стал первым кораблем, появившимся в Арктике после 15 лет отсутствия. Сейчас на смену ему туда пришел ПСКР "Волга". Эта цепочка присутствия теперь продолжится - собранные пограничниками данные о районе плавания будут обобщены и проанализированы для того, чтобы последующим кораблям стало легче. Отряд ПСКР Северо-Восточного регионального пограничного управления превращает Восточную Арктику в еще одно свое постоянное направление службы, как Охотское и Берингово моря, Курильские и Командорские острова. И Мыс Шмидта - вовсе не крайний поселок нового направления. Берите дальше на запад, вдоль Северного Ледовитого океана...

Фото автора

Смотрите также: