Он опубликовал обращение ко всем христианам земли русской, в котором предал анафеме церковных иерархов во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым, объявил вдовствующими ряд крупных епархий и оставил за собой право временно осуществлять их окормление.
На мирском языке это означает, что Диомид своим решением сместил патриарха, всех епископов и занял их место. По крайней мере так оценил действия своего бывшего коллеги архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.
- Давно ли вы встречались с Диомидом? - поинтересовался я у владыки Игнатия.
- На Соборе в Москве в 2004 году. Он уже тогда ни с кем из архиереев не общался, стоял в стороне, в работе Собора не участвовал. Хотя там у каждого епископа была возможность высказать свою точку зрения.
- Вы можете охарактеризовать Диомида как человека, ведь вы были с ним хорошо знакомы?
- Чужая душа потемки. Доверительных разговоров у меня с ним никогда не было...
В отличие от владыки Игнатия, доверительные разговоры с Диомидом вел другой камчатский священник - Михаил Неверов, который когда-то был у него послушником. Воспоминаниями о службе Диомида в Камчатской епархии он поделился с читателями своего интернет-дневника. Вот несколько выдержек из публикации отца Михаила.
"Он всех настроил против себя и сам себя вел так, словно весь мир шел войной против него. Помню его конфликт с камчатским благочинным отцом Ярославом Левко. Я помню сам, по благословению о. Диомида, сочинял статьи против о. Ярослава. Слава Богу, их не напечатали... Православный народ оказался расколотым на два непримиримых лагеря... Самое ужасное, что все это обсуждалось в светских СМИ, на радость безбожникам и сектантам...
В личном общении о. Диомид был крайне тяжелым человеком... Во время службы он мог выйти и, не стесняясь молящихся, наорать на клирос, обозвать их козлами и баранами. Прекословящему ему пономарю он однажды надел на голову кастрюлю с горячим супом... Многие из тех, кто сейчас поддерживает о. Диомида, обвиняют наших архиереев в феодальных замашках... Когда они поподробнее узнают, как Диомид все это время относился к людям, к простым священникам, то иначе как тираном его и нельзя будет именовать. А это скоро будет известно. Потому что, рано или поздно, заговорят те, кого он выгнал, кого он оскорбил, отправил под запрет без средств к существованию...
Вообще, меня удивляет, насколько поразительно долго не было никакой реакции на все "чудеса" Диомида в патриархии. А ведь все могло быть предотвращено еще в самом начале. Любой, кто знает Диомида по семинарии или по Лавре, может вспомнить жуткую историю, приключившуюся почти сразу после пострижения Сергея Дзюбана в монахи. Его поселили в одну келью с родным братом. В одну из ночей срочно была вызвана "скорая помощь". Вся келья, в которой жили два брата, была забрызгана кровью. Пострадавших было двое. У монаха Диомида топором была рассечена кисть руки, а у его брата в крови была вся голова. Короче, что-то они не поделили.
Скажу честно, в Московской духовной академии за рукоприкладство исключают сразу. Здесь же... тишина. Что это - заступничество Святейшего? Как известно, Диомид некоторое время был у него келейником. Или, может, Лаврс.кое начальство, учитывая особое положение Диомида (келейник патриарха все-таки), решило не дать ходу случившемуся? Не знаю. Только когда теперь говорят, что Собор вдруг неожиданно быстро и резко принял крутые меры, я только руками развожу... Ничего себе - быстро и резко! Сеял смуты, раздоры и откровенные расколы пятнадцать лет - и только теперь решили навести порядок. И это называется быстро?".
К сожалению, получить комментарий самого владыки Диомида (на фото) нам не удалось. Он на момент подготовки материала пребывал на Мысе Шмидта (северный поселок на берегу Чукотского моря. - Ред.), и с ним, как нас заверили, не было никакой связи. "В некоторых СМИ цитируют его высказывания по поводу последних событий", - возразил я. "Если цитируют, значит, лгут", - ответили в Чукотской епархии.
Тем не менее поговорить со сторонниками опального епископа удалось. "От нас требуют покаяния, а нам не в чем каяться, - эмоционально рассказывает чукотский священник Василий. - Владыка Диомид& - за чистоту веры. Служить с иноверцами - это тяжкий грех в православии. Иерархи ведут нас к Папе Римскому, а он приведет нас к антихристу. Владыка выступает против ИНН, из-за которого народ божий мается. Нам надо защитить народ... В нашу епархию приходит много писем в поддержку владыки Диомида. В других регионах архиереи втайне его поддерживают, но выступать открыто боятся". Отец Василий считает, что Диомид не призывает к расколу. Однако признает, что Чукотская епархия уже, по существу, разделилась. Половина священников - за Диомида, половина - против...
Есть у бывшего анадырского епископа последователи и на Камчатке. Здесь его все еще считают своим. Землякам приятно, что наш камчатский священник стал знаменитостью всероссийского масштаба. Хотя, по большому счету, удивляться здесь нечему, ибо популярность эта легко объяснима. Если бы, например, какой-нибудь местный руководитель в течение нескольких месяцев публично обличал президента за то, что он дружит с олигархами, сдает русских в Прибалтике, обделяет пенсионеров, хранит госзапас в зарубежных банках, у него тоже появилась бы масса сторонников. А объяви он низложенным все руководство страны, и вовсе стал бы мегазвездой. Хотя вряд ли после подобных заявлений в нашей жизни что-нибудь изменилось бы к лучшему. Да и долго бы продержался у власти такой руководитель?
У церкви, конечно, свои законы, но ситуации, в общем, схожи.
Периодически то там, то здесь появляются бунтари, которых вдруг осеняет& - мир наш устроен несправедливо! Ничего страшного в этом нет, пусть выступают, Бог с ними. Хуже становится, когда им удается установить свой, бунтарский порядок. А ведь иногда удавалось. Тогда и выходят в свет всевозможные иеговисты, адвентисты, белые братства. Иногда случаются и революции. А чем они заканчиваются - нам с вами хорошо известно.
Смотрите также:
- «Посол мира». Камчатская община бахаи готовится отметить 200-летие Бахауллы →
- Как правильно встречать праздник Крещения и в чём его суть? →
- Зачем артисты, музыканты и полицейские уходят в монастыри →