Не завянуть бы "Эдельвейсу"

   
   

"В составе горнолыжной сборной СССР было 90% камчатских спортсменов. В сборной России нет ни одного".

Не без грусти говорит Людмила Аграновская - почетный житель Петропавловска, мастер спорта международного класса, первая женщина, получившая звание "снежный барс" (за покорение всех гор-семитысячников), и один из лучших горнолыжных тренеров в российской истории.

Сегодня, имея квартиру в городе, она предпочитает жить на работе - знаменитой горнолыжной базе "Эдельвейс". "Так надежнее, - считает Л. Аграновская, - инвентарь мы храним именно здесь, а если с базой, не дай Бог, что-то случится, столько детей останется без лыж. В Петропавловске, например, уже все базы горели, и только с нашей - тьфу-тьфу - пока ничего подобного не случилось".

Исключение для лыжной базы

- Людмила Семеновна, вы уже полвека работаете с юными спортсменами. Нынешние дети сильно отличаются от тех, с кем приходилось заниматься в советские годы?

- Очень сильно. Раньше дети приходили к нам физически подготовленными. А сейчас...

Пару лет назад мы ради эксперимента целиком взяли первый класс одной из общеобразовательных школ, из которого спустя некоторое время осталась заниматься лишь одна девочка, да и та не сумела выполнить норматив. Это говорит о том, что сейчас даже в первом классе здоровых детей очень немного. Так что сегодня наша основная задача - не только научить детей кататься на горных лыжах, но и оздоровить их и сделать физически выносливыми.

- В вашу школу детей принимают с 6 лет?

- Да, хотя в других горнолыжных школах только с 8. Но в этом возрасте ребенок уже должен сдавать нормативы, участвовать в соревнованиях, когда ж ему учиться-то?

Еще в советское время мы провели успешный эксперимент: брали детей в возрасте 4-5 лет, в том числе и больных, за которыми пристально следили врачи, и учили их кататься.

Через год выяснилось, что здоровье у многих детей поправилось. Из той группы 4-5-летних ребятишек вышли наши знаменитые горнолыжницы Варвара Зеленская, Наталья Буга, другие известные спортсмены. После этого эксперимента нам и разрешили принимать детей с 5-6 лет.

- Можно ли еще в детстве определить, какого именно ребенка ждет успех?

- Практически невозможно. Одного таланта мало. Много детей быстро учатся кататься, поворачивать, тормозить, но потом выясняется, что они не любят трудиться - и все достижения сходят на нет. Когда Варе Зеленской было 6 лет, я не могла и подумать, что она станет великой спортсменкой. Но Варвара была очень трудолюбива. Она приходила на тренировки и со своей группой, и с младшими детьми - терпеливо выполняла все упражнения.

Как снег на голову

- А сегодня в горнолыжный спорт идет много детей?

- Да, немало. Но проблема в том, что занятия в общеобразовательных школах не стыкуются со временем нашей работы. И если в будние дни гора практически пустая, то в выходные мы работаем с утра до ночи. Но некоторые ребята не могут приходить и по субботам, потому что в школе им ставят по 1-2 урока.

Еще одна проблема в том, что в выходные на "Эдельвейс" приезжает множество любителей горных лыж, и на одной трассе катаются и наши спортсмены, и обычные любители. Мы вынуждены освобождать тысячеметровый подъемник и уходить на самодельные, старые подъемники.

Раньше после тренировки дети говорили нам, что устали, а теперь заявляют, что "не докатались".

- Владимир Путин в своих поручениях поставил задачу до 1 марта принять меры по реконструкции в 2008-2010 годах инфраструктуры лыжного и горнолыжного комплекса Камчатки...

- И мы ждем, когда начнется строительство. Но пока ничего не слышно. А ведь Петропавловск - единственный город в стране, где можно и образование получить, и научиться кататься, не выезжая за пределы города. В остальных регионах либо ехать до горнолыжных баз нужно не менее 50 минут, либо нет высших учебных заведений, и дети, оканчивая школу, уезжают в другие города. Когда мы с мужем сюда приехали и организовали школу олимпийского резерва, мы открывали лыжные базы по всему городу, чтобы ребенок мог кататься в том же районе, в котором живет. И через 10 лет здесь появились спортсмены высшего класса. Кстати, 90% союзной сборной представляли именно камчатские горнолыжники.

А сейчас у нас шесть лыжных баз со старыми подъемниками, установленными более 30 лет назад, и, к сожалению, ни один камчатский спортсмен не входит в сборную страны. Но я по-прежнему уверена: здесь можно вырастить спортсменов высочайшего класса, нужно только, чтобы государство немного помогло нам в этом.

Фото Валерия Кравченко

Смотрите также: