Глядя со стороны на работу кинологов, кажется, что взрослые люди дурачатся - кидают собаке мячик, заставляют ее идти рядом с собой по развалинам, бежать по качающейся доске.
На самом деле такие "чудачества" в экстренных ситуациях могут спасти жизнь не одному десятку людей, так как кинологи таким образом учат собаку не терять интереса к поискам, не бояться движущихся элементов в развалах, уметь чувствовать пустоты и искать пропавших.
Об особенностях своей работы нам рассказывает Оксана Лаптева, старший инструктор - начальник службы кинологов Центра управления силами Федеральной противопожарной службы по Камчатской области.
- Ваши собаки принимали участие в поисково-спасательных операциях?
- Да, правда, нас задействуют не очень часто. Первый раз - в 2004 году, когда искали преподавателя КГПУ Александра Ширяева. Наши собаки тогда были очень молодые, еще даже не аттестованные и в поисках применялись впервые. Лабрадорша Риски взяла след и пошла на озеро, но так как там был тонкий лед (дело было в мае), мы приняли решение отозвать ее. Через несколько дней тело преподавателя нашли именно в озере, то есть собака шла в верном направлении. Чуть позже собаки искали пропавшего штурмана на вулкане Горелый. Наши питомцы верно указали, что он находится под обломками вертолета. В прошлом году мы искали туристов на снегоходах, попавших в лавину. Но там сложились неблагоприятные условия - очень высокая плотность снега и большая глубина. Поэтому, чтобы человеческий запах вышел на поверхность, необходимо было много времени.
Нет статистов и завалов
- Какие еще факторы мешают работе собак?
- Ветер, который уносит запах, и сильная жара - наши собаки привыкли к иным погодным условиям, и на соревнованиях в Хабаровске им требуется время, чтобы акклиматизироваться. Еще одна проблема - со статистами. Их надо менять как можно чаще, чтобы собаки не привыкали к одним и тем же запахам. В идеале, одного человека можно использовать всего 2 раза. Мы уже привлекали детей из детского дома, школьников, сами были статистами, по нескольку раз искали всех наших пожарных. Скоро мы планируем провести тренировки вместе с питомником УВД и клубом "Викинг" - будем разыскивать "потерявшихся" грибников. Мы были бы очень благодарны тем людям, которые согласились бы побыть статистами. Кстати, собаку еще и тренировать в разных местах надо. В случае с техногенными завалами у нас возникает большая проблема - на Камчатке полностью разрушенных зданий всего 4, и наши питомцы их давно изучили. Поэтому время от времени нам приходится самим сооружать такие завалы из груды строительного мусора, ведь собака должна уметь передвигаться по техногенному завалу, не боясь подвижек.
- Где вы берете собак для своей работы?
- Примерно половина наших собак - отказные. Одну собаку, абсолютно здоровую, хозяева привезли в ветеринарную клинику на усыпление, мы ее забрали, и теперь этот пес показывает отличные результаты. Несколько животных нам принесли со словами "она так хорошо нюхает!". Мы таких собак тестируем и, если они нас устраивают, берем на службу. За своим спаниелем по кличке Бамбучча я стояла в очереди 2 года. Как-то на соревнованиях увидела, как работает русский спаниель из Барнаула, и мне захотелось взять его щенка. Решила, что буду ждать, сколько угодно. Первый помет забрала таможня, а вот щенка из второго помета для меня выбрал начальник барнаульской кинологической службы.
10-летний чемпион
- У вас на службе нет питомника. Где вы держите собак?
- Все собаки живут дома у наших сотрудников. Это не очень удобно, особенно для тех, кто живет в елизовском районе, - иногда их просто не пускают с собакой в автобус.
- До какого возраста вы держите собак на службе?
- Как правило, до 8 лет. Потом смотрим на то, в какой форме находится собака. У нас есть чемпион России, Рэм, ему уже 10 лет, но он до сих пор показывает отличные результаты. Поэтому мы пока не собираемся его списывать - это было бы для нас большой потерей.
В кинологической работе применяются лабрадоры, голден-ретриверы, спаниели, овчарки, а также новые породы собак - малинуа (бельгийская овчарка), бордер-колли. Вообще же научить можно практически любую собаку, ведь заинтересованность в поиске есть практически у каждого пса.
Смотрите также:
- «Воспитывайте не собаку, а себя!» Зоопсихолог – о том, как понять питомца →
- Дог-фризби. Почему собака не только друг человека →
- Рыбка для Васьки →