Медицину испортили 90-е годы

   
   

Накануне всемирного Дня здоровья наш корреспондент беседует с председателем комитета по охране здоровья, физкультуре и спорту областного Совета народных депутатов Леонидом Грачевым.

Туберкулез - социальная болезнь

- Леонид Александрович, как бы вы оценили состояние здоровья жителей Камчатки?

- Примерно на том же уровне, что и у жителей остальной России. Исследования показывают, что на здоровье человека лишь на 10-15% влияет развитие медицины, остальное зависит от того, как он следит за собой, а также от генетики и условий проживания. У нашего народа такой менталитет, что о здоровье мало кто думает. Во многих семьях нормой являются курение, пьянство, но не занятия физкультурой.

Власти же, по большому счету, закрывают на это глаза. Например, на большинстве сессий облсовета, изыскивая деньги на топливо, обычно сокращают расходы на здравоохранение и социальную сферу.

- Существуют ли заболевания, характерные именно для камчатцев?

- Есть одно редкое заболевание, типичное для Камчатки и других северных территорий - альвеококкоз, эхинококкоз. Им болеют, главным образом охотники, потому что переносчиками заразы являются грызуны в тундре. Паразит поражает печень, легкие, головной мозг. Лечить эту болезнь крайне сложно, но, к счастью, массовой она не является.

Гораздо хуже ситуация с туберкулезом, который особенно сильно распространен среди заключенных. Больной с открытой формой заболевания может за день заразить несколько человек и в колонии, и в обычной жизни, после освобождения. Беда в том, что некоторые арестанты стараются специально заразиться туберкулезом, чтобы, как они выражаются, попасть на больничку. Там и условия лучше, и появляется возможность в связи с ухудшением здоровья ускорить путь на свободу.

Туберкулез - социальная болезнь, с ним трудно бороться, но в Корякии им болеют в 6 раз больше, чем в области.

- Почему, ведь в Корякии нет колоний?

- Во-первых, северяне очень подвержены этому заболеванию. Во-вторых, ситуация с медобслуживанием там гораздо хуже. Раньше врачи областной больницы, и я в том числе, раз в год летали в округ, устраивали медосмотры, оперировали пациентов. Но в 90-е годы все поменялось. Последний раз я был в КАО три года назад, уже как депутат облсовета. Обстановка там ужасающая. Если в селе и есть фельдшер, то работает он в какой-нибудь завалившейся избушке без средств диагностики и лечения. Во многих селах вообще нет медицинских работников. Бедность колоссальная.

Но кроме этого северяне увлекаются алкоголем. Это не столько их вина, сколько беда. А кто пьет, ведет асоциальный образ жизни, тот и заболевает туберкулезом, а потом заражает других.

Правда, надо отдать должное губернатору Олегу Кожемяко, который постепенно наводит там порядок. В округе отремонтирована больница, строится туберкулезный диспансер, закуплено диагностическое оборудование, современный цифровой рентгенаппарат, специализированные вездеходы со спецоборудованием для оказания помощи людям в отдаленных поселках. Такие машины и нам необходимы для работы в районах. Но в область по линии нацпроекта прислали несколько "Газелей", которые и по городу-то не везде могут проехать.

Самые здоровые дети - троечники

- Мы больше говорим о медицине для взрослых, а каким рискам подвергаются камчатские дети?

- В первую очередь, травматизму. В связи с ужасным состоянием дорог, неосвещенными улицами, безответственностью водителей дети нередко становятся жертвами ДТП. Но и во дворах их подстерегает немало опасностей. Детских площадок практически не осталось, на месте хоккейных коробок раскинулись автомобильные стоянки. В моей практике был случай, когда девочка сломала ногу, упав с гаража. Она каталась на коньках на крыше гаражного кооператива, больше негде было.

Лет пять назад трагедия произошла в одной из петропавловских школ, подросток бежал по коридору, ударился головой о выступ лестничного пролета и погиб. Как можно было так проектировать здание?

Кстати, как это ни парадоксально, доказано, что к 10-11 классу уровень здоровья детей в школах резко снижается. Причем существует интересная зависимость, чем лучше ребенок учится, тем хуже его физическое состояние. А самыми здоровыми, по статистике, являются троечники.

- Сегодня на средства, выделенные Москвой по линии нацпроекта, закупают "Газели", оборудование для поликлиник. При этом в газетах можно встретить объявление: ребенку требуется срочная операция, необходимо 20 или 30 тысяч евро. Может, лучше на федеральные деньги не машины закупать, а спасать больных детей?

- Деньги на дорогостоящие операции тоже прописаны в нацпроекте. Каждому региону дается квота на лечение сложных заболеваний. Если у нас нет возможности вылечить ребенка в Петропавловске, мы можем отправить его в Москву или Хабаровск. Эта технология давно отработана. Поэтому деньги на лечение за рубежом собирают либо из корысти, либо по недосмотру наших врачей или руководителей медицины.

Другое дело, что система пробуксовывает. Пациенты, вернувшиеся после лечения из Москвы, рассказывают: прооперировали нас бесплатно, но зато брали деньги за каждый бинтик или таблетку. Но были случаи, когда с больных, направленных в столицу по квоте, и за операцию требовали деньги, хотя это абсолютно незаконно...

На мой взгляд, медицину испортили 90-е годы. Я тогда работал главным врачом областной больницы, мои сотрудники по полгода не получали зарплату, им приходилось выживать - кто как может. Некоторые и сегодня не могут остановиться. Хотя, что греха таить, зарплаты у медиков по сей день унизительно маленькие. Средняя зарплата на Камчатке - около 20 тысяч рублей, а санитарки получают меньше пяти тысяч, медсестры - около 15.

Смотрите также: