Машковцеву - преемника, Путину - консультанта

   
   

На прошлой неделе Михаил Машковцев заявил, что в скором времени перейдет на работу в администрацию Президента РФ. Таким образом, заканчивается "камчатский" период его жизни, более 6 лет из которого он руководил областью.

Он знал, как!

М. Машковцев вступил в КПСС тогда, когда из нее уже все побежали. В стране царила гласность. Не было цензуры. Газеты печатали такое, о чем даже сегодня вслух говорить не принято. На камчатском телеэкране правил бал "независимый комментатор", который крыл "краснопузых коммуняк" на чем свет стоит. В каждом выступлении он, ухмыляясь, предлагал партократам прийти на студию и с ним поспорить. На это никто не решался. Даже профессиональные пропагандисты из обкома попрятались. И только молодой коммунист М. Машковцев вызов принял. В прямом эфире с "ярым антисоветчиком" он отстаивал идеи марксизма-ленинизма.

За год из рядового члена партии он дорос до секретаря горкома. Так стремительно началось его продвижение в политику, вершиной которого стала оглушительная победа на губернаторских выборах 2000 года.

Его кампания проходила под лозунгом: "Я знаю, как!" Машковцев обещал отстаивать интересы простых людей, бороться с "антинародным" режимом, обеспечивать камчатцам достойную жизнь.

Однако первым шагом губернатора-коммуниста стало повышение цен на электроэнергию. Это противоречило его обещаниям, но измученные "веерными" отключениями люди восприняли такой шаг без протестов.

Период застоя?

При Машковцеве в "белом доме" существенно сменилась команда. Заместители В. Бирюкова демонстративно уволились. Машковцев назначил новых, их стало раза в два больше. "Нарыть" компромат на бывшее руководство области, как обещал Михаил Борисович, не удалось. Более того, через несколько лет он торжественно вручил В. Бирюкову удостоверение "Почетного жителя области" N 1.

А вот взаимоотношения с рыбаками у него не сложились. У новой администрации появились свои фавориты при распределении квот и лимитов. Среди обиженных оказались крупные компании. Начались судебные тяжбы. Прокуратура занялась возбуждением уголовных дел против губернатора и некоторых его заместителей. Правда, когда в области сменился прокурор, "возбуждение" прекратилось. Жизнь вошла в спокойное русло. Кое-кто даже назвал это время периодом стагнации, то есть застоя. Можно соглашаться с такой оценкой, можно не соглашаться. В конце концов, тот же брежневский застой сегодня называют периодом стабильности. Да, газопровод "накрылся", но монетизацию Камчатка пережила спокойно. Да, квартплата выросла неимоверно, но Закон об основах местного самоуправления вывел губернатора из-под удара и перевел негодование людей на глав городов и районов. Да, рыбаки несколько месяцев пикетировали на площади Ленина, но бюджетникам сверхпланово повысили зарплату.

Все правильно сделал

Конечно, поначалу М. Машковцев был неопытным чиновником. Периодически он ездил в Москву, и его пресс-служба сообщала: "Губернатор договорился с Чубайсом, губернатор доказал и президент дал поручение правительству". Многие, в том числе, наверное, и сам Михаил Борисович наивно полагали, что раз уж сам президент "дал поручение", то осталось только чуть-чуть подождать и на Камчатку придут деньги и на газопровод, и на сейсмоусиление, и на ремонт морского вокзала. Увы, мы живем не во Франции, и даже не в Эстонии. У нас, если президент дает поручение, это не значит, что все тут же побегут его выполнять. Где те блага, что нам обещали в случае успеха референдума?

Между тем, референдум прошел как надо. После его завершения депутаты, политики, журналисты стали активно обсуждать кандидатуру будущего губернатора, смаковали разные варианты, перечисляли имена и фамилии.

Кто-то желал, чтобы назначение случилось как можно быстрей. Кто-то, напротив, чтобы время остановилось. Это за бугром бизнесмену неважно, кто станет губернатором, а у нас подобная рокировочка вполне может привести к потере дела всей жизни и капитала.

И вот, похоже, этот день настал. Машковцев официально заявил, что уходит. Не на пенсию, в Москву. Он долгие годы боролся с перестройкой и демократами, клеймил их позором. Как оказалось, все правильно просчитал, все правильно сделал. Сегодня именно он, а не те, с кем он боролся, получил престижное место в администрации, именно он будет работать в столице, вкушать прелести жизни московского чиновника.

Кто-то скажет - лучше быть первым в деревне, чем последним в городе. Ну, во-первых, не самым последним. А во-вторых, умные люди предпочитают сначала побыть первым в деревне, а уж потом, решив многие проблемы, уехать в город. А там Михаил Борисович наверняка станет-таки первым - коммунистом в президентской администрации. Может быть, он и проник в "логово", выполняя задание партии, чтобы разрушить "антинародный режим" изнутри?

Это, конечно, шутка. А если серьезно, то мне, как журналисту, очень жаль, что Машковцев уходит. За многие годы работы я не помню другого "начальника Камчатки", которому можно было позвонить напрямую, тут же получить ответы на вопросы, комментарии по самым разным поводам, лично договориться об интервью. Боюсь, что такого больше никогда не будет.

Политики о Машковцеве

М. Смагин (КПРФ):
- В рамках существующего федерального законодательства М. Машковцев сделал все возможное для улучшения социально-экономического положения области. Благодаря ему удалось смягчить последствия введения закона о монетизации. Новый подход к развитию рыбной отрасли позволил возродить разрушающиеся поселки Соболевского района. Поддержка губернатора сохранила основные сельхозпредприятия.

Ю. Эйтингон (ЛДПР):
- Последние 6 лет для Камчатской области стали годами застоя. Машковцев мало уделял внимания экономике. Стараясь удержаться на своем месте, он плохо отстаивал интересы Камчатки в правительстве и у президента. Зато очень увлекался политикой, вмешивался во внутренние дела партий.

С. Павлов ("Справедливая Россия"):
- Конечно, все хотели, чтобы мы жили лучше, а область развивалась более динамично. Но не все зависит от губернатора. Деятельность М. Машковцева я оцениваю позитивно. Он не предавал интересов простых людей. Все 6 лет область прожила без потрясений. В том, что федеральный центр начал, наконец, обращать внимание на Дальний Восток, есть заслуга и Михаила Борисовича.

Смотрите также: